Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Просто в силу некоторых обстоятельств, связанных в первую очередь с повы­ шенной ледовитостью, в начале сороковых годов XVIII века участники Великой Северной экспедиции, в частности, Восточно-Ленский отряд во главе с Дмитрием Лаптевым, не смогли одолеть эту часть мореходного пути. Обширный Айонский ледовый массив, столетиями нависающий над побережьем Восточной Сибири на участке от Медвежьих островов до Северного мыса, нередко показывал отважным мореплавателям свой суровый и очень переменчивый нрав. Тут можно вспомнить ледокольную эпопею и в наше время, в частности, осень 1983 года, когда в цепкие «лапы» этого ледового «супостата» попали более двадца­ ти транспортов и несколько современных ледоколов Дальневосточного флота. Тог­ да, в ноябре 1983 года, в этом районе погиб раздавленный льдами теплоход «Нина Сагайдак». А спасение и вывод из этого гигантского «ледового капкана» транспор­ тов и дизель-электрических ледоколов принесли атомные ледоколы Мурманского пароходства. Да, бывало и такое. Поэтому не будем строго судить (да нет —мы даже мысли не допускаем об этом!) за частные, неожиданные неудачи наших отважных мореходов, выполнивших огромный объём исследовательских работ, перед кото­ рыми преклонялись все мировые авторитеты исследований Арктики. Но вернёмся к тем далёким и поистине легендарным годам конца XVIII века. Адмиралтейств-коллегия, желая непременно и полностью завершить обследование, описание и картирование побережья Северо-Восточной Сибири, не выполненное до конца предыдущими экспедициями, решила направить туда специальную «сугу­ бо секретную» географическую экспедицию. Начальствовать над ней поручили ка­ питану Иосифу Биллингсу. Он —англичанин по происхождению —участвовал в последнем кругосветном плавании знаменитого капитана Джеймса Кука. После завершения того путешествия, во время которого капитан Кук погиб на Гавайских островах при стычке с местными жителями, капитан Биллингс перешел на службу в Российский военный флот. По свидетельствам современников и сорат­ ников его многочисленных морских плаваний и сухопутных походов морской офи­ цер Иосиф Биллингс проявил себя опытным и энергичным руководителем. Доба­ вим, что он долго и преданно служил своей второй родине —России. Помощником Биллингса был назначен лейтенант флота Гавриил Сарычев —молодой, но грамот­ ный, энергичный и сравнительно опытный моряк, гидрограф, впоследствии адми­ рал Российского флота и широко известный учёный. Главная задача, которая была поставлена перед Северо-Восточной географиче­ ской и астрономической морской экспедицией, как она официально именовалась, — пройти из Колымы через пролив между Азией и Америкой (позднее назван Берин­ говым) в Тихий океан. Тут следует внести некоторую ясность в господствовавший тогда изрядный разнобой географических понятий. Теперь это может показаться несколько странным, однако, вплоть до второй половины XIX века продолжались учёные дискуссии, кипели жаркие споры, выс­ казывались самые фантастические предположения на тему: существует ли реально проход между Азией и Америкой? Несмотря на то, что этим проливом прошли еще в половине XVII века поморские суда С. Дежнёва и Ф. Алексеева, затем в пролив заходил с востока руководитель Первой Камчатской экспедиции капитан Витус Беринг на боте «Святой Гавриил» в 1729 году и еще ряд мореплавателей, споры о существовании пролива на разных уровнях, особенно среди «кабинетных» геогра­ фов, не утихали около двух столетий. А дело в том, что документы с описанием пер­ 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz