Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Айон и мысом Шелагским море чисто ото льда, очень редкое явление. На дворе уже начало октября, а Восточно-Сибирское море, уточним —его южная, прибрежная, часть, свободно ото льда —нечасто такое наблюдается. По информации штаба мор­ ских арктических операций в Певеке знаменитый недобрыми воспоминаниями ги­ гантский Айонский ледовый массив тяжело «завис» невдалеке от побережья на се­ верных румбах. Его давно и упорно сдерживают господствующие тут ныне свежие южные ветры. По крайней мере, в период нашего двадцатидневного пребывания здесь —от Медвежьих островов на западе до мыса Шелагский на востоке —была постоянно открытая, чистая ото льдов вода. Адля нас нынче этот суровый «ледовый мешок» уже нестрашен. Теперь мы вни­ мательно следим за другим «супостатом», его не менее серьёзным и коварным за­ падным соседом —Таймырским ледовым массивом, который, по данным ледовых авиаразведок, сейчас упирается своими южными отрогами в Новосибирский архи­ пелаг. Острова Котельный, Бельковский, Фаддеевский и Новая Сибирь приняли напор старых арктических сморозей на свои скалистые северные утёсы. Ну, эти что угодно сдержат! А вечером 3 октября, на подходах с востока к проливу Санникова, встретили ледовую кромку. Это еще молодой, но уже реальный лёд. Вот теперь начинается ледовое плавание —всё как в обычной Арктике в октябре. Лето закончилось, осень в этом году здесь как-то обезличилась и теперь налицо все факторы начинающейся арктической зимы: лёд, штормовые ветры, бураны, морозы и быстро сокращающийся световой день. Да, самая пора —не суетно, но энергично продвигаться на запад к Новоземельским проливам, к Баренцеву морю... с его тяжелой, хлёсткой, осенней волной. По мере продвижения к западу лёд становится плотнее, торосистее, попадаются изредка и «зубастые», обкатанные морской волной, еще крепкие «старушки». Про­ ход проливом пришёлся на ночное время, но больших проблем нет. Разница в усло­ виях плавания —что ночью, что днём как-то размывается. Дневного света теперь тоже в обрез. Лёд сплошной 10 баллов, но в основном молодой, ровный и для наше­ го могучего арктического ходока —проблем нет. Идём на двух главных машинах со скоростью 13—14 узлов, почти не маневрируя. Погода в общих чертах —начало зимы: тяжелая облачность, лёгкий морозец до минус 6 градусов, мелкий, мягкий снег. Морское судоходное движение совершенно отсутствует. Иногда создаётся та­ кое впечатление, что тут вообще никто никогда не ходил —ни попутчиков, ни встреч­ ных. На необъятных просторах восточной Арктики сейчас, кажется, одна «Канда­ лакша». Нет, извините, есть еще одна крупная единица —в проливе Санникова. Под берегом Земли Бунге стоит «на дежурстве» дальневосточный ледокол «Ермак», оп­ ределённо —безработный. Выдаёт рекомендации по запросам судов о наиболее вы­ годных и безопасных путях следования около Новосибирских островов. Благород­ ные намерения, но... выдавать-то вроде и некому. А ведь всего лет 10—20 назад тут бывало очень оживлённо и временами весело, словно набольших городских перекрёстках! Шли суда со всех направлений: из Тикси и Колымы, из Хатанги и с полярных станций, от пролива Вилькицкого и к проливу, большими и малыми караванами, многие в одиночку, самостоятельно. Ледоколы метались между ними, словно «деревенские водовозы на пожаре», там одного зажа­ ло, другого к мелякам тащит, а рядом снабженец взывает: « ... уже выгрузился, ожи­ даю проводки —где там ледоколы?». Деловое, энергичное, иногда шумное оживле­ 376

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz