Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

окончания смены —это международная практика, обязанности порта, грузополуча­ теля, не знаю —кого там еще, но при чём здесь капитан транспортного судна? Веро­ ятно, это забота руководителей Тиксинского пароходства. Они заключали с груз­ чиками договор на перевалку груза в порту или на рейде, они предоставляют судно для перегрузки и рабочую силу. Но в данном случае представителя пароходства нет и вести разговор просто не с кем. Верно подмечено: «Как это делается у нас!». Вопросов много —ответов пока нет. И, тем не менее, какая-то подвижка нача­ лась. Вот после полудня подошел к нашему борту и ошвартовался теплоход «Вол- годон» для приёма груза. Старпом с бригадиром грузчиков обсудили основные мо­ менты и детали грузовых работ и, в принципе, можно начинать выгрузку. Грузчи­ ков пока разместили частично в салоне комсостава (а где же еще — у нас две двухместные свободные каюгы!), частично в спортзале —словно цыганский табор. А вообще эти ребята-грузчики (из Ильичёвского порта —с Чёрного моря!) уже, кажется, так намаялись, что им и спортзал —рай земной, светло, тепло. А самое главное —их отлично, по морскому обычаю, накормили —ну куда же денешься, живые, здоровые люди, они, прежде всего, голодные. Бригадир жалуется старпому: «Они уже ложку в руках держать не могут!». Ну, это вероятно грустная шутка, но в принципе —крайнее безобразие. По-человечески жаль этих ребят-черноморцев —они же приехали на Колыму подзаработать —всё понятно. А подоплёка всей проблемы —наш родной разгильдяйский принцип: при­ везли толпу людей на судно —забирайте! Ваш пароход надо разгружать —вот и разгружайте! Ну и наши управленцы тоже хороши — загнали капитана в угол: «Ну, Вам там на месте виднее, как-нибудь урегулируйте...». А о чём же вы раньше думали, господа, когда планировали предоставить судно для перевозки груза, заключали сделки, оговаривали условия и обязанности сторон? Как бы там ни было, а 10 сентября начали выгрузку свежих овощей с «Канда­ лакши» на т /х «Волгодон» с последующей доставкой на Колыму, в речной порт Зелёный Мыс. Выгружайте, братцы, скорее, доставляйте потребителям —они же почти год свежих овощей ждут: женщины, дети, пожилые люди! А выгрузка, между тем, идёт медленно. За первые два дня по 350 тонн в сутки выдают —мало. На борту более 6000 тонн —с такими темпами, даже при условии хорошей погоды, 20 суток работы. Арифметика простая —к Пифагору не ходи! Ну, а что же Колыма? Понятие ёмкое, неоднозначное, чаще мрачное, подваль­ ное: Колыма, Колымский край, на Колыму... Что касается реки Колымы, то тут всё ясно: великая, полноводная, по-сибирски раздольная и очень богатая рыбой река, впадает в Восточно-Сибирское море, открыта по некоторым «непроверенным» (поди-проверь!) данным где-то около 1643 года блистательным русским землепро­ ходцем, нашим земляком —уроженцем Северного Поморья Михаилом Стадухи- ным. Кстати, ходил в тех же местах и в те же годы его земляк и сподвижник Юрий Селивёрстов «со товарищи». Установить —был ли он на Колыме, пока доподлинно не удалось, поиски продолжаются. Неясно также —кто был этот опытный и отваж­ ный мореход и (по сведениям некоторых историков) не очень «компанейский» че­ ловек —однофамилец, земляк, дальний предок? Трудно установить. В туманной дымке веков затерялось немало славных страниц отечественной истории и еще боль­ ше достойных, героических имён первопроходцев Великого северо-сибирского пути. Итак, река Колыма —длина окола 2100 километров с огромной площадью бассейна в 643 000 квадратных километров. Берёт начало где-то в горах хребта 364

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz