Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

целой эскадры мощных современных атомных ледоколов вся транспортная магист­ раль Северного морского пути заработала значительно активнее, а сроки арктиче­ ских навигаций расширились до 8—10 месяцев. На западном участке трассы флот начал работать в круглогодичном режиме. Резко увеличился грузооборот на север­ ных морских и речных бассейнах. В 1987 году он возрос до 6,7 миллиона тонн (отметим, только морские перевозки). Арктическая национальная магистраль от Мурманска до Камчатки и далее стала реальной, успешно действующей транспорт­ ной системой. Но появились в этой системе и свои «узкие» места. В зимний период на устье­ вых и речных участках великих сибирских рек, в частности, в Енисейском заливе, в Обской губе и на традиционных навигационных путях Белого моря крупные совре­ менные транспортные суда стали испытывать значительные напряжения в ледо­ вых плаваниях за дизель-электрическими ледоколами типа «Капитан Сорокин». В конце 70-х —начале 80-х годов в зимние навигации на Енисее суда типа «Дмит­ рий Донской» и «Михаил Стрекаловский» пробивались во льдах от Енисейского залива до порта Дудинка от трёх до пяти суток, бывало и более. А в наиболее суро­ вых зимних условиях, когда жёсткие пресноводные речные льды на отдельных уча­ стках достигали толщин 2-х метров с многочисленными подсовами, дизельным ле­ доколам приходилось исключительно трудно. Возникали своеобразные «пробки» в движении транспортных судов, особенно крупных и дорогостоящих. Так, в 1979 году теплоходы «Пётр Великий» и «Александр Невский» с грузами для Норильского горно-металлургического комбината в течение шести месяцев зимовали во льдах устьевого участка Енисея и проливе Югорский Шар. А несколько судов стояли на зимовке в порту Дудинка. Для решения проблемы ледокольных работ в устьях рек и на мелководных уча­ стках арктических морей было принято решение о строительстве новой серии атом­ ных ледоколов с ограниченной осадкой и, естественно, несколько уменьшенной мощностью. В 1989 году в состав ледокольного флота Мурманского пароходства вступил вновь построенный атомный ледокол «Таймыр» с ограниченной осадкой. Ледокол был построен на финской судостроительной верфи «Вяртсиля» по заказу Министерства морского флота СССР. Но в соответствии с договорами на строи­ тельство были использованы отечественное оборудование, хорошо зарекомендовав­ шее себя в сложных условиях арктических плаваний. В ответственных узлах кор­ пуса и обшивки использована отечественная сталь, которая отличалась особо высо­ кой прочностью и ударной вязкостью при низких температурах. Вся энергетическая система тоже отечественного производства: реактор, глав­ ные и вспомогательные турбины, дизель-генераторы, вспомогательные котлы. После постройки ледокол отбуксировали из Финляндии в Ленинград и уже здесь на Бал­ тийском заводе установили атомный реактор. Основные характеристики ледокола: Длина наибольшая Ширина наибольшая Высота борта Осадка полная Водоизмещение полное Тип главной установки Мощность главной установки 151,8 м 29.2 м 15.2 м 8,1 м 20 ОООт атомная, турбоэлектрическая 50 000 л.с. 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz