Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

На судне в это время было 85 человек —экипаж и пассажиры, в том числе и женщи­ ны с детьми. «Хозяева» Северного края во главе с генералом Миллером, отправив­ шие пароход в сомнительный зимний рейс, уже находились в Англии, кстати, вмес­ те с несколькими ледоколами и транспортами, которые они угнали при своём бегстве из Архангельска. А «Соловей Будимирович» с экипажем и пассажирами на борту был брошен на произвол судьбы, и людям, попавшим в ледовый капкан, грозила голодная смерть. Советское правительство, получившее информацию о грозившей трагедии в Карском море, приняло срочные и довольно решительные меры. В арктический по­ ход на помощь бедствующему пароходу отправился ледорез «Канада» (будущий «Ф. Литке»). Кроме того, Совет Народных Комиссаров обратился с просьбой к нор­ вежскому правительству об оказании помощи попавшим в беду судну и людям. При посредничестве норвежцев на помощь «Соловью » из Англии вышел ледокол «Свя- тогор» (впоследствии «Красин»). Два могучих корабля: ледокол и ледорез сравни­ тельно успешно пробились через торосистые льды Карского моря и 19 июня вплот­ ную подошли к одиноко стоявшему во льдах пароходу. Они снабдили арктических «страдальцев» углём, пресной водой и продовольствием, а врачи ледоколов оказа­ ли всевозможную помощь пассажирам, многие из которых уже болели цингой. После небольшой совместной стоянки и подготовки к предстоящему плаванию караван в составе ледокола «Красин», парохода «Соловей Будимирович» и ледоре­ за «Канада» двинулся на юго-запад, к чистой воде. 20 июня, выйдя через Карские Ворота в свободное ото льда Баренцево море, ледокол «Святогор» направился в Англию. Заметим, дорогой читатель, наш российский ледокол отправился к своим новым хозяевам, вероломно захватившим корабль и угнавшим его из России в Анг­ лию. Впрочем, мы уже упоминали о том, что в Архангельске были захвачены и угна­ ны интервентами и отступавшими белыми войсками в Англию более десятка срав­ нительно исправных и даже новых ледоколов и транспортных судов. Это был меж­ дународный грабёж разорённой войнами и революциями, а потому слабой и практически беззащитной России. И всё же моряки спасли бедствующее в Арктике судно и привели его в Архангельск. Тут и завершился «исторический» рейс «Соло­ вья Будимировича», который уходил в плавание при «правительстве Севера Рос­ сии» во главе с генералом Миллером, а пришел в Советскую Россию. Ледовый дрейф парохода и находившихся на нём 85-ти человек, членов экипажа и пассажиров, про­ должался 5 месяцев —с января по июнь 1920 года. За это время он совершил ледо­ вый путь длиною более 1000 миль. С приходом в Архангельск пароход был отре­ монтирован и получил новое название «Малыгин» в честь капитан-командора Степана Гавриловича Малыгина —начальника одного из отрядов Великой Север­ ной экспедиции 1733—1743 годов. Однако, справедливости ради, заметим, что ледокольный пароход «Малыгин» не только время от времени сам бедствовал и бывал на краю гибели, но и оказывал посильную помощь людям, судам, экспедициям, попадавшим в беду в Арктике. Так, в 1928 году совместно со своим когда-то бывшим спасителем ледоколом «Свято­ гор», а теперь «Красиным», принимал активное участие в поисках членов экспеди­ ции разбившегося в высоких широтах Арктики итальянского дирижабля «Италия». Советские моряки тогда первыми пришли на помощь и спасли уцелевшую при ава­ рии часть экипажа дирижабля, чем заслужили огромное признание широких кру­ гов общественности во многих странах мира. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz