Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

После окончания войны из этой «стаи» блистательных арктических ходоков остался один «Г. Седов», остальные ушли в историю. Первым «выпал» из «пятёр­ ки» пароход «Малыгин». Осенью 1940 года, после завершения очередной гидрогра­ фической экспедиции, «Малыгин» возвращался из Арктики во Владивосток. Зас­ тигнутый жестоким осенним штормом пароход затонул в бушевавшем Беринговом море. Все находившиеся на борту члены экипажа и участники экспедиции погибли. Вторым ушел в холодные воды Карского моря лучший из всей группы по своим мореходным качествам и прочности корпуса пароход «Садко». Это случилось в сен­ тябре 1941 года. На переходе из Диксона к Земле Франца-Иосифа корабль с полно­ го хода налетел на не обозначенную на карте каменистую подводную банку. Разра­ зившийся вскоре шторм разломал бедствовавший на камнях пароход. Членов эки­ пажа спасли моряки с подошедшего к месту катастрофы ледокола «Ленин». Третьим погиб в смертельном морском бою с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» в августе 1942 года у острова Белуха в Карском море героический «А. Сибиряков» - тот самый, который первым прошел в 1932 году по всей трассе Северного морского пути из Белого моря до Берингова пролива за одну навигацию. А самый старший по возрасту из этой легендарной когорты «Вл. Русанов» был вы­ веден из эксплуатации по ветхости корпуса, машин и котлов, затем разобран на ме­ талл. И только изрядно постаревший «Г. Седов» еще оставался в составе ледоколь- но-транспортного флота. Но, если героические походы знаменитых арктических кораблей «А. Сибиряко­ ва», «Г. Седова» и «Садко» довольно широко известны читателям, то о двух послед­ них: «Малыгине» и «Русанове» известно, к сожалению, немного. Естественно, такой произвольный расклад несколько несправедлив. А поэтому мы, дорогой чи­ татель, коснёмся, хотя бы кратко, богатых арктических биографий «Малыгина» и «Русанова». Итак, ледокольный пароход «Соловей Будимирович» (позднее «Малыгин») был построен в Англии в 1912 году и предназначался для промысло­ вых зверобойных экспедиций в северных морях. А в 1914 году пароход был куплен российским правительством и включен в состав военной флотилии Северного Ледовитого океана. Скажем прямо, этому добротному кораблю с прочным, приспо­ собленным для работы во льдах корпусом и сравнительно мощной по тем временам машиной (около 2500 лошадиных сил) как-то фатально «не везло в жизни». В январе 1920 года пароход «Соловей Будимирович» (кто и когда дал ему это название —неизвестно), совершая но заданию правительства Севера России рейс с воинскими грузами и пассажирами из Архангельска в Мурманск, имел попутное задание: зайти в Чешскую губу и принять на борт партию оленьего мяса. Однако в конце января при подходе к селению Индига пароход застрял в тяжелых торосистых льдах, затем прочно вмёрз в гигантское ледовое поле и вместе с ним начал невероятно сложный дрейф. Сначала «Соловья» ледовым дрейфом вынесло в юго-восточную часть Баренцева моря, затем довольно направленно понесло на северо-восток в сторону Карских Ворот. Аспустя две недели пароход «благополучно» продрейфовал через Новоземельский пролив и оказался на просторах Карского моря. Дальше —больше. Дрейф судна с удивительным постоянством продолжался на северо-восток, и в начале марта «Соловей» уже был на 72-й параллели северной широты. В этом районе, так называемом Новоземельском ледовом колобе, пароход около 4-х месяцев выписывал причудливые зигзаги дрейфа вместе с пленившими его ледовыми полями. Кончился уголь, подходили к концу запасы продовольствия. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz