Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

государственный орган по руководству мореплаванием и исследованиями в Аркти­ ке. Перед ним была поставлена основная задача: «Проложить окончательно Север­ ный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Это была целая программа государственного масштаба на несколько десятиле­ тий. Ничего не скажешь —были профессионалы, умевшие формулировать обшир­ ные многоплановые программы и, что самое главное, претворять их в жизнь. Это были истинные патриоты своей страны, исследователи её богатейших северных ок­ раин, люди светлого ума, яркого организаторского таланта и широкого, государ­ ственного масштаба. Главное управление Северного морского пути было задумано и сформировано как единый транспортный и хозяйственный орган, обязанный проводить согласо­ ванную и сбалансированную государственную политику в области промышленнос­ ти, транспорта, торговли и культуры на огромной территории Северного края. Ра­ зумеется, предпосылки создания этого мощного объединения закладывались и со­ ставлялись не один год и даже не одно десятилетие. Правительственное постановление о создании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) включало, в частности, следующие разделы: 1. Создать при Совете Народных Комиссаров СССР Главное управление Северного морского пути. 2. Задачей ГУСМП является окончательное проложение Северного морского пути от Белого моря до Берингова пролива, обеспечение его навигационным обору­ дованием и безопасным плаванием на этом пути. 3. Передать в ведение ГУСМП все существующие научные, метеорологические радиостанции, расположенные на побережье и островах Северного Ледовитого оке­ ана, согласно прилагаемому списку. 4. Поручить Главному управлению СМП развить и реконструировать эту сеть станций таким образом, чтобы в 1933 году были закончены работы первой очереди, необходимые для открытия плавания по всей магистрали Северного морского пути. 5. Передать в ведение ГУСМП Арктический институт, с тем, чтобы исследова­ ние Северного морского пути было основным стержнем его научной работы. 6. Передать ГУСМП ледоколы: «Красин», «Ермак», «Ленин», ледорез «Ф. Лит­ ке», ледокольные пароходы: «А. Сибиряков», «Таймыр», «Г. Седов», «Малыгин», «В. Русанов» и подлежащий поднятию «Садко». Кроме того, передать по списку зверобойные суда, шхуны, гидрографические и научно-исследовательские суда. 7. Предрешить передачу ГУСМП необходимых судов ледокольного типа для обследования берегов, организации каботажа, погрузочно-разгрузочных работ. О количестве и типе передаваемых судов договориться ГУСМП с Народным комиссариатом водного транспорта. 8. Поручить ГУСМП образовать в необходимых местах угольные базы и создать элементарное портовое оборудование. 9. Поручить ГУСМП образовать в необходимых местах самолётные базы для постоянных наблюдений за льдами и содействия в проводках арктических карава­ нов и в необходимых случаях отдельных судов. 10. Поручить ГУСМП разработать тип ледоколов, необходимых для работы на трассах Северного морского пути. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz