Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ции» из состава ВМФ принимал участие в высокоширотных океанографических экспедициях, начиная с 1948 года. Во время очередного похода с экспедицией в 1955 году ледорез «Ф. Литке» под командой капитана В. И. Поташникова установил новый рекорд свободного плава­ ния во льдах высоких широт Арктики, достигнув 83 градуса 26 минут северной широты. А спустя три года, в 1958 году, в возрасте 49 лет, заслуженный арктиче­ ский ветеран ледорез «Ф. Литке» был выведен из эксплуатации и разобран на металл. Почти полвека отработал этот замечательный корабль. И в какие годы —войны, революции, разруха, восстановление! А сам он —кем только не был! Сначала морская яхта, потом почтово-пассажир­ ский лайнер в суровом канадском заливе Святого Лаврентия, а то и вспомогатель­ ный крейсер - даже морской бой учинил с белогвардейским ледоколом «Козьма Минин» в Горле Белого моря в феврале 1920 года, затем ледорез, читай —ледокол на арктических трассах, —всё прошел, всё испытал. Эти трудные этапы пути отра­ жаются на судах даже более, чем на людях. Приходилось работать без серьёзных ремонтов, часто вне всяких правил и норм мореплавания —какие правила в ледо­ вых условиях Арктики в тот период? «Они всё понимают — только сказать не могут» — повторял старый капитан. А в благодарной памяти моряков старших поколений навсегда остались светлые, порою грустно-романтичные образы тех великолепных кораблей, идущих среди бескрайних ледовых просторов Арктики. Главное управление Северного морского пути З а период с начала двадцатых до конца тридцатых годов прошлого XX века в морях Советской Арктики произошли большие позитивные изменения. На западном её участке, начиная с первых Карских хлебных экспедиций, осуществля­ лись активные плавания в Белом, Баренцевом и Карском морях, практически ежегодно проводились гидрографические работы и научные исследования. А с 1928 года снаряжались плановые комплексные высокоширотные экспедиции, в частности, на ледокольно-транспортных судах: «А. Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «В. Русанов», «Таймыр» и других. Проводилась активная работа и на восточном участке трассы. Колымские, а затем Ленские рейсы морских судов тоже внесли определённый вклад в общую за­ дачу освоения Арктики. Однако разобщённые участки, или секторы, как их «окрес­ тили» позднее, этого гигантского морского пути вместе с судоходными трассами великих сибирских рек (своего рода «подъездных путей» к главной морской магис­ трали) крайне нуждались в объединении в общую систему. А после первого плавания парохода «А. Сибиряков» по всей трассе от Архан­ гельска до Берингова пролива в одну навигацию вся гигантская система —Север­ ный морской путь —практически открылась для сквозного плавания. Этот знаме­ нательный поход подвёл своего рода итог огромных трудов нескольких предшеству­ ющих поколений моряков-полярников. И одновременно открыл новую эру в дальнейшем развитии морского сибирского пути. А правительство СССР закрепи­ ло директивно эти выдающиеся результаты. 17 декабря 1932 года состоялось правительственное Постановление об образо­ вании Главного управлении Северного морского пути. Был создан специальный 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz