Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

страны. Проект теоретически был хорош, но не учитывал серьёзно реальных возможностей государства первой четверти XX столетия, его экономического потенциала. После длительных и острых дебатов в руководящих государственных органах и кругах научной общественности сложилось твёрдое убеждение в необходимости развития Северного морского пути. Немалую роль в пользу этого направления сыг­ рал и стратегический фактор —в случае осложнения международной обстановки этот морской путь мог служить надёжной морской коммуникацией. Таким обра­ зом, в начале 1932 года появилась всесторонне обоснованная идея: направить мор­ скую экспедицию из Архангельска во Владивосток Северо-Восточным проходом. Есть национальная арктическая трасса! П лан организации и проведения морской экспедиции из Архангельска во Владивосток выдвинул Всесоюзный Арктический институт, возглавляемый профессором О. Ю. Шмидтом. А задание, поставленное перед экспедицией, было предельно простое и чёткое —пройти Северным морским путём из Белого в Берин­ гово море за одну навигацию. Попутно планировалось исследовать и изучить этот путь для будущих регулярных плаваний. По словам профессора В. Ю. Визе, это плавание имело еще и навигационно-показательный характер. Экспедицию на «Александре Сибирякове» возглавил О. Ю. Шмидт — известный арктический исследователь с мировым именем, руководивший до этого высокоширотными экс­ педициями на «Г. Седове». Заместителем по научной части шёл В. Ю. Визе —тоже известный учёный географ, участвовавший еще в экспедиции Г. Я. Седова к Север­ ному полюсу в 1912—1914 годах. Командовал судном В. И. Воронин —заслужен­ ный полярный капитан. Всего в экспедиции участвовало 66 человек —50 членов экипажа и 16 научных сотрудников. Подготовка и снаряжение экспедиции проходили в Архангельске. Для предсто­ ящего плавания был выделен ледокольный пароход «А. Сибиряков». Он был пост­ роен в Англии в 1909 году для зверобойно-промысловых экспедиций в районе ост­ рова Ньюфаундленд. Он имел дополнительные подкрепления корпуса и повышен­ ную (по тем временам) мощность паровой машины, позволявшим работать в ледовых условиях. Российское правительство купило судно в 1914 году для работы в Белом море. К началу планируемой экспедиции он был уже далеко не молод. 23 года — практически предельный возраст для транспортного морского судна. Его основные размеры: длина — 77 метров, ширина — чуть более 10-ти, водоизмещение — 3217 тонн, паровая машина мощностью —около 2300 лошадиных сил, скорость — 13 миль в час. Пароход имел три трюма и стрелы с паровыми лебёдками для веде­ ния грузовых работ. Ледокольный пароход «А. Сибиряков» вышел в этот легендар­ ный поход из Архангельска 28 июля 1932 года. Кажется, не было ни одной более- менее крупной экспедиции в Арктику, в которой бы не принимали активного участия поморы-архангелогородцы. Это и естественно, ведь здесь, в Поморье, зародилась сама мысль о возможности плавания «в Камчатку и Китай» Северо-Восточным проходом. Однако ко времени плавания «А. Сибирякова» уже становилось очевид­ ным, что плавание от Карских Ворот до Берингова пролива, расстоянием около 3-х тысяч миль, которое продолжалось, как правило, более года, никого не могло 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz