Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

и наблюдений отметим, что в них принимали участие уже десятки полярных стан­ ций —от Земли Франца-Иосифа (на острове Рудольфа) до мыса Дежнёва на севе­ ро-восточной оконечности Чукотского полуострова. Одним из наиболее значимых событий Второго Международного полярного года в Арктике и явился план первого в истории плавания по всему Северо-Восточному проходу за одну арктическую навигацию. Вообще вопрос о Северном морском пути стоял в то время, в частности, в нашей стране, довольно остро как мероприятие боль­ шого политического и научно-практического значения. А для успешного решения этой проблемы в то время уже сложились вполне благоприятные условия. На за­ падном участке арктической магистрали ежегодно осуществлялись Карские экспе­ диции с участием большой группы судов и нескольких ледоколов. Работала целая сеть радиостанций, получали развитие ледовые разведки с самолётов. Активно ра­ ботали гидрографические суда, а учёные начали составлять метеорологические и ледовые прогнозы для Белого, Баренцева и Карского морей. Определённые успехи к тому времени были достигнуты также в изучении и ос­ воении северо-восточных арктических морей. Колымские, а затем и Ленские рейсы из Владивостока к устьям рек Колымы, Лены, к острову Врангеля и другие подго­ товили определённые оптимальные условия и подтверждали возможность морских плаваний вдоль берегов Чукотского полуострова. Активно развивалась сеть гидро­ метеорологических станций на Колыме, Лене, Яне, Индигирке, на Новосибирских островах. Однако до начала тридцатых годов XX века арктическое мореплавание на «флан­ гах» Северного морского пути развивалось несколько обособленно: тут и там реша­ лись лишь региональные задачи. Такой уровень развития перевозок не удовлетво­ рял растущих потребностей обширного Арктического края. Всё острее вставала не­ обходимость создания единой трансарктической системы. А основным, базовым, стержнем её мог стать сквозной морской путь, связывающий по кратчайшему рас­ стоянию порты Европейского Севера России с прибрежными районами Сибири и Дальнего Востока. В то время у Северного морского пути было немало серьёзных оппонентов и влиятельных противников. Ранее они выступали даже с предложением о ликвида­ ции Карских экспедиций и Колымских рейсов, ссылаясь на якобы нерентабельность таковых. Правда, в их теоретических выкладках не придавалось значения таким аргументам в пользу проведения этих операций, как спасение от реального голода многих десятков тысяч людей —жителей Поморья и других северных областей стра­ ны. Конечно, можно обвинять советское правительство 20—30-х годов в некоторых ошибках. Но что они, организовав в запредельно трудных условиях Карские экспе­ диции, спасли от жестокого голода весь Европейский Север России —это истори­ ческие факты. Вопрос о целесообразности широкого освоения Северного морского пути сно­ ва остро встал в повестку дня еще и потому, что в то же время появился проект сооружения высокоширотной железнодорожной трассы, известной тогда как «Великий Северный путь». А если проще и конкретнее —это трансконтиненталь­ ная железнодорожная линия от Ленинграда и Мурманска до Советской Гавани на побережье Татарского пролива между материком и островом Сахалин. Она должна была стать по замыслу авторов магистралью трёх океанов, решить все транспорт­ ные проблемы Севера и привести к значительному подъёму производительных сил 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz