Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Земли Санникова. А после встречи в проливе Вилькицкого у мыса Челюскин им надлежало описать южный берег Северной Земли, точнее, все берега вновь обре­ тённого пролива. Тут, вероятно, следует заметить, что гидрографы, увлечённые исследовательскими порывами и описными работами новых земель, уделили из­ лишне много времени этим занятиям и припоздали с выходом в западный сектор Арктики —поближе к новоземельским проливам. В результате случилось то, что должно было случиться. Зимние непогоды на западном участке арктической трассы в том году наступили довольно рано, в пер­ вой декаде сентября. И суда экспедиции вмёрзли в молодые, но уже прочные льды в районе архипелага Норденшельда. Задача пройти Северный морской путь в одну навигацию, казавшуюся уже почти осуществлённой, вдруг провалилась и ожидала своего решения еще почти 20 лет —до 1932 года. «Таймыр» и «Вайгач» были очень близки и технически совершенно готовы к выполнению желанной цели в ту навига­ цию —выходу на чистую воду в юго-западной части Карского моря. Но несколько неоправданные задержки в проливе Вилькицкого с описью южного побережья но- вообретённой Земли Императора Николая II неожиданно привели экспедицию к вынужденной и неоправданной зимовке в Арктике. В половине сентября 1914 года недалеко от западного берега полуострова Тай­ мыр началась зимовка и, надобно заметить, что проходила она довольно трудно. Среди моряков начались болезни, чаще цинга. Правда, судовые врачи, как могли, боролись с различными недугами, но два участника экспедиции умерли —это лей­ тенант Александр Жохов и кочегар Иван Ладоничев. Оба похоронены на берегу Таймыра у мыса Могильный. Спустя почти 9 месяцев, в конце июня 1915 года, па­ роходы «Таймыр» и «Вайгач» освободились от зимних льдов и продолжили плава­ ние на запад. Научные сотрудники экспедиции провели еще ряд гидрографических работ в Карском море. 3 сентября 1915 года «Таймыр» и «Вайгач» прибыли в Архангельск, завершив с одной зимовкой первый поход по трассе Северного морского пути с Дальнего Вос­ тока в Белое море. Встреча отважных мореплавателей-дальневосточников в столи­ це поморского края —Архангельске была исключительно многолюдной, восторжен­ ной и сердечной. Жители старинного моряцкого города знали цену этим беспри­ мерным плаваниям в суровых арктических морях и по достоинству оценивали трудовые подвиги своих коллег —полярных мореплавателей. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана завершила свою работу. Результаты её исследований были обширны и, безусловно, ценны. Участ­ ники экспедиции выполнили инструментальную съёмку всего южного побережья Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до западного побережья полу­ острова Таймыр и соединили её с аналогичной описью экспедиции Эдуарда Толля. Теперь Гидрографический департамент Российского морского ведомства мог уве­ ренно утверждать, что вся морская трасса Северо-Восточного прохода пройдена русскими гидрографами. Весь этот гигантский морской путь получил научное опи­ сание и возможность создать первые современные навигационные карты. Участники экспедиция выполнили большие программы метеорологических, гидрологических и ледовых наблюдений. За шесть лет работы на судах прошли за­ мечательную школу арктических плаваний многие офицеры-гидрографы —участ­ ники и руководители последующих крупных полярных экспедиций. В их числе: 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz