Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

той поры, продолжалась. Сменилось командование и на «Вайгаче». Его новым командиром был назначен старший лейтенант П. А. Новопашенный. Встретившись в районе острова Преображения, что лежит у входа в Хатангский залив, ледокольные суда двинулись на север вдоль восточного побережья Таймыра. Отметим, что их путь проходил в тех местах, где 175 лет до того шёл деревянный парусный бот «Якутск» под командой лейтенанта Василия Прончищева, а после его гибели —штурмана Семёна Челюскина и затем —лейтенанта Харитона Лаптева —известных участников Великой Северной экспедиции. Вновь обретённая земля С тараясь обойти с севера мыс Челюскин и следуя вдоль кромки сплоченного льда, 21 августа 1913 года моряки заметили справа по курсу высокий обрыви­ стый берег неизвестной, довольно обширной земли. Для более подробного осмотра обнаруженного побережья суда разошлись курсами: один отправился на север вдоль восточного берега, а другой шел, придерживаясь южной береговой черты. Да, перед участниками экспедиции лежала новая, обширная и совершенно не­ известная земля. Продолжению дальнейшего обследования побережья помешали тяжёлые сплошные льды. «Таймыр» и Вайгач» подошли ближе к берегу, на участке которого можно было высадиться на берег. На следующий день, 22 августа 1913 года, моряки подняли на вновь открытой земле русский флаг. Свершилось пос­ леднее великое географическое событие XX века в Российской Арктике —моряки открыли огромный архипелаг и назвали его Земля Императора Николая II. Из-за сложной ледовой обстановки моряки не смогли полностью обследовать побережье вновь открытой земли и вынуждены были поворачивать на обратный курс —на восток, конкретно к острову Беннета, куда подошли в начале сентября. Здесь, на острове Беннета, гидрографы нашли и взяли с собой коллекцию геологи­ ческих пород, собранную в своё время Э. В. Толлем. А в северном районе Восточно- Сибирского моря уже наступила суровая арктическая осень. Путешественники поспешили к Берингову проливу, затем далее к югу, и в половине ноября экспеди­ ция возвратилась во Владивосток. Завершившийся очередной научно-исследовательский поход «Таймыра» и «Вайгача» в арктическую навигацию 1913 года был не просто удачным, а по-насто- ящему выдающимся. Они прошли более половины всей трассы Северного морского пути в одну навигацию, описали с инструментальной съёмкой почти 2000 километров побережья Сибири. И совершили великое географическое открытие —«обрели» для любезного Отечества «немалый размерами» архипелаг. Теперь водное простран­ ство к северу от мыса Челюскин уже более не числилось как северный океанский простор, а стал всего-навсего нешироким проливом, который позднее назвали в честь молодого и удачливого начальника экспедиции —пролив Бориса Вилькицкого. В заключение добавим, что кроме архипелага Земля Императора Николая II экспедиция открыла также остров Малый Таймыр, острова Старокадомского, Виль­ кицкого и лейтенанта Жохова. На предстоящую арктическую навигацию 1914 года экспедиция имела главную задачу —пройти весь Северный морской путь от Берингова пролива до Карских Ворот. На этом пути суда должны были снова «следовать с поиском» всё той же 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz