Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

что это очень сложные и острые противостояния сторон. Проблемы обсуждаются бурно, решения принимаются трудно — никто не хочет уступать — компромиссы достигаются болезненно. Конечно, с одной стороны, постоять в этом прекрасном порту после и перед длительными океанскими плаваниями совсем неплохо: пусть моряки немного отдохнут на берегу, точнее, в порту. С другой стороны, у капита­ на — «долг и служба прежде всего!». А стоянка в порту — только расходы. И надо продолжать рейс — впереди еще большие океанские переходы, проход Панам­ ским каналом, Северная Атлантика — Мурманск. Длинный и трудный путь. Из Ванкувера — в Панамский канал О f \ маРта после четырехдневной стоянки под погрузкой вышли из Ванкувера I снова в Тихий океан. На борту 18 ОООтонн серы комовой назначением в Мурманск. Теперь идти спокойнее — судно хорошо загружено. Груз нава­ лом в пяти трюмах, один трюм пустой, точнее, с личными автомобилями членов экипажа, приобретенными в японских портах. Справедливости ради заметим, что машины по своему внешнему виду словно на подбор, не чета европейским «разва­ люшкам». Одна особенность: все с правым рулем. Но, судя по настроениям вла­ дельцев, это их не очень беспокоит. Ну, а внешний вид, действительно, радует глаз — «интеллигентные машины». Итак, идем на юг вдоль западного побережья Соединенных Штатов Америки. Какие места, какие имена! — Ванкувер, Сиэтл, Сан-Франциско, Лос-Анджелес — Тихоокеанское побережье Штатов. Вот, кстати, вышли на траверз Сан-Францис- ко, Фриско, как звали его моряки парусного флота. Да, великие океанские пути, знаменитые порты. Здесь некогда, да не так уж и давно, в 60-е годы позапрошлого века ходили российские парусные эскадры знаменитых адмиралов С. С. Лесовско- го и А. А. Попова. Россия тогда была действительно великой океанской державой. А еще столетием ранее легендарный русский землепроходец Сисой Слободчиков: «...в байдаре с кожаной заплатой я шел с Аляски напрямик, сломал весло, гребу лопатою, а вместо паруса совик!». Это было во времена Русской Америки, когда великий ныне Сан-Франциско был просто: «...деревня их Святой Франциск» (это о российско-американской компании). Теперь Сан-Франциско — крупнейший на всем западном побережье Америки порт и город. Он расположен в глубине обширного и очень удобного залива Сан- Франциско. Длина залива 90 километров, ширина 20 километров; соединяется с океаном знаменитым проливом Золотые Ворота. На берегах этого великолепного залива кроме Сан-Франциско расположены города Окленд, Беркли, Ричмонд. На­ селение Большого Фриско более трех миллионов человек. Город знаменит своими висячими мостами: Сан-Франциско — Окленд длиной в 13 километров и мост «Зо­ лотые ворота» с длиной пролета 1280 метров. Мосты, построенные в конце 30-х годов прошлого века, действительно поражают воображение. Интересно было бы заглянуть во Фриско, но увы и ах! Как-нибудь в следующий раз. Океан пустынен, и это несколько озадачивает. Казалось бы, этот район должен быть очень оживленной морской магистралью. Ан, нет. В пределах видимости все­ го два-три судна. Вероятно, суда местного плавания держатся ближе к берегу, бла­ го берега тут сравнительно ровные, приглубые, навигационные опасности практи­ 348

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz