Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Енисейском заливе, в 1971 году совершил высокоширотный экспериментальный переход с ледоколом «Владивосток» из Мурманска в Певек. Всем известен блистательный научно-производственный поход атомохода «Ар­ ктика» на Северный полюс в августе 1977 года. А в следующем 1978 году атомный ледокол «Сибирь» осуществил проводку транспортного судна от Новой Земли до Берингова пролива высокоширотной арктической трассой севернее архипелагов Северная Земля и Новосибирские острова. Это был очень важный научно-практи­ ческий эксперимент. В 1987 году атомоход «Сибирь» совершил еще один научно- практический рейс на Северный полюс. После этого он высадил на дрейфующие льды состав полярников, необходимое снабжение и оборудование будущей поляр­ ной станции СП-29. Моряки атомохода приняли активное участие в оборудовании станции. Почти три десятилетия атомные ледоколы надежно обеспечивают круглого­ дичную навигацию на линии Мурманск—Дудинка. Они совершили многочислен­ ные, в том числе и научно-исследовательские, походы в центральные приполюсные регионы и плавания по всему Российскому сектору Арктического бассейна. В по­ следние годы атомоходы выполняют регулярные пассажирские рейсы на полюс. Справедливости ради заметим, что в большинстве своем эти плавания выполня­ лись в навигационный период. А мне вспоминаются первые зимние походы атом­ ных ледоколов в высокие широты Арктики. Был декабрь 1981 года. На суровом безбрежье Ледовитого океана уже вовсю господствовала арктическая зима. Непроглядная мгла полярной ночи, снежные бураны, морозы под -30° и бесконечные нагромождения полярных льдов. Очеред­ ная арктическая навигация -81 закончилась, весь транспортный флот уже выведен на Запад, а атомоходы завершают контрольную зачистку в средней части Севмор- пути. «Сибирь» выводит танкер, подзастрявший у архипелага Седова. И еще одна небольшая «заноза» у штаба морских операций — теплоход «Пионер Литвы» нео­ жиданно задержался и прочно вмерз в припай бухты Солнечной, что на южном побережье Северной Земли. Между тем штаб в Диксоне уже запланировал первый зимний эксперименталь­ ный рейс в высокие широты Арктики. Дизель-электроход «Гижига» с генеральным грузом готов стартовать от Диксона к западному побережью Северной Земли. Да, рейс предстоял трудный и ответственный — выгрузка зимой на ледовый припай в центре Арктики. Но это пока дело будущего, а теперь новое задание. Штаб моро- пераций поручил атомоходам «Сибири» и «Ленину» вывести срочно из бухты Сол­ нечной застрявший там транспорт. Кстати, автор этих строк был капитаном-на- ставником в тех плаваниях. Получили распоряжение и пошли. Да, это был незабыва­ емый, блистательный поход атомных ледоколов по зимней трассе Севморпути. В освещаемой луной сумеречной дымке, словно гигантские призраки, стре­ мительно идут два атомных исполина, легко, будто играючи, вспарывая мерт­ венно-белый ледовый панцирь. Мощные ледокольные прожекторы острыми го­ лубоватыми лучами скользят по горизонту, выхватывая из тьмы причудливые ледовые торошения. Очень жаль, что не было тогда возможности заснять это изумительное зрелище — стремительный и изящный бег атомоходов. Порою все это зимнее арктическое великолепие кажется фантастически нереальным. Капитан «Сибири» — Валерий Иванович Шестопалов — постоянно на мости­ ке. Нужно поспешать — «Гижига» уже ждет в устье Енисея. Вот атомоходы на боль­ шой скорости миновали первый участок пути: от Диксона до архипелага Норден­ шельда. Немного сбросив мощность, скользнули в пролив Матисена и через не­ 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz