Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Судно идет сравнительно ровно, скорость постепенно увеличивается. Груз в трю­ мах держится неподвижно — крепления выдержали. Еще через пару часов вошли в Кольский залив. Видимость — ноль, сильнейшее парение, да и немудрено — мороз -23°. Моряки взялись за новое неотложное дело: начали скалывать лед с палубных устройств — якорных шпилей, траповых и швартовных лебедок, трюмных тамбу- чин, вентиляторов. Все это превратилось в громадные ледяные глыбы. Да, придет­ ся с приходом в порт срочно заказывать специальные бригады для околки льда. 28 января 1978 года после 11 часов утра «Дмитрий Донской» прибыл на рейд Мурманска, с ходу пошли на швартовку к двадцатому причалу, а после полудня уже стояли на швартовых, с трудом освобожденных с обледенелых лебедок. Судно было похоже на причудливый ледяной айсберг. Итак, зимний арктический рейс на линии Мурманск—Дудинка—Мурманск, пер­ вый рейс круглогодичной навигации в Арктике, закончился — трудно, но благопо­ лучно. Шли от Дудинки до Мурманска (за вычетом двухсуточной стоянки у Крес­ товских островов) 8 суток — неплохой результат для декабря—января. А в 16.00 первые бригады портовых рабочих начали сбивать ледовые нагро­ мождения, освобождая крышки грузовых трюмов, чтобы начинать выгрузку. На следующий день около 11 часов утра к борту судна подъехала начальственная «Вол­ га». Прибыли начальник пароходства Игнатюк, московские представители Мор­ флота Левин и Бурханов, помнится, кто-то был из обкома КПСС. Посетители еще на причале приветствовали капитана, поздравили с приходом, долго осматривали диковинные ледовые наросты на носовой части судна. Потом уже в салоне капи­ танской каюты очень внимательно слушали рассказ о рейсе, морских качествах нового судна, проблемах зимней навигации. Еще один любопытный эпизод. Как-то уже перед окончанием выгрузки мы с женой днем шли из города на судно. Проходя по причалу мимо носовой части, жена вдруг задержала меня и, показывая на мачту, спросила: «А это что там ви­ сит?». Я как-то мимоходом ответил: «Да прожектор волной разбило». Жена вдруг судорожно вцепилась в мой рукав и в явном недоумении спросила:«.. .как волной?». Я тоже посмотрел на свороченный на один бок прожектор и в некотором замеша­ тельстве повторил: «.. .да... волной». В тот момент я, кажется, сам усомнился (судно было уже почти выгружено и возвышалось над причалом), как могла волна... ка­ кая же это была волна (и какой шторм!), что разбила могучий прожектор на такой высоте?! А все же действительно разбила. Что было — то было! Атомоходы в зимней Арктике А томные ледоколы Мурманского морского пароходства за более чем соро­ калетний период работы внесли огромный, неоценимый вклад в организа­ цию изучения, исследования и дальнейшего освоения арктических морей и высокоширотных территорий в центральной части Северного Ледовитого океана. С первых лет эксплуатации атомоходы принимают самое активное участие в обес­ печении безопасного плавания транспортного флота и судов различных ведомств по трассам Севморпути. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» уже в 1961 году доставил в Чукотское море экспедиционные грузы и оборудование для дрейфую­ щей станции СП-10, в 1970 году обеспечил проведение продленной навигации в 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz