Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ния старпома. Неважно погрузили и закрепили груз стивидоры, недостаточно проконтролировали эти работы судовые командиры. Как выяснилось позднее, кон­ тейнеры, вернее нижние их ряды, установили на обледенелые доски, расположен­ ные поперек судна, на скользкие, тоже обледенелые крышки трюмов. Контейнеры покатились, словно на салазках. Пришлось разворачивать судно против зыби и выбирать курс 340 градусов. Уменьшили ход до малого. Моряки во главе со стар­ шим и вторым помощниками пытаются подкрепить сдвинувшиеся контейнеры. Около полудня, улучив небольшую паузу в просветлевшей штормовой круговерти, развернулись по волне, пытаясь уйти под прикрытие берега. Почти полсуток бились старпом Доброслов и второй помощник Могилюк с матросами, стараясь застопорить подвижки контейнеров и завести дополнитель­ ные крепления, используя все возможные средства вплоть до швартовых тросов. Погода к вечеру немного успокоилась, но все еще шла сильная зыбь от северо-за­ падных румбов. Закончив подкрепления палубного груза, снова пытаемся продол­ жать движение. Стараясь уберечь судно от опасной бортовой качки, опять легли курсом на север — северо-восток. А «Дмитрий Донской» вторые сутки штормовал в центральной части Баренце­ ва моря, то уклоняясь от жестокой бортовой качки, то снова забирая вправо с це­ лью продвижения к Карским Воротам. Ветер крайне неустойчив по направлениям и силе. Частые снежные заряды по временам совершенно блокируют видимость. Наконец, ветер зашел на восточный, и зыбь стала заметно утихать. Легли курсом на Карские Ворота и постепенно увеличили ход до полного. Но после тщательного осмотра креплений обнаружилось новое смещение контейнеров. Решили зайти за остров Колгуев и подкрепить ослабленные крепежные тросы. Трудно начинался этот зимний арктический рейс. Ничуть не отказываясь от своего намерения совершать зимние рейсы судов на Дудинской линии, я тем не ме­ нее не умаляю трудностей работы флота и портов в зимний период. Все это, оче­ видно, подтверждает наш нынешний рейс, начиная с Мурманска. Темное время суток, мороз, сильный, часто штормовой, ветер, снежные заряды. Естественно, портовики, работая в таких экстремальных условиях, вольно или нет допускали определенные промахи. Вот так случилось и с погрузкой контейнеров на палубу. Не зачистили (это, пожалуй, более относится к морякам) как следует лед с крышек трюмов, небрежно, поперек судна набросали обледенелые доски-проклад­ ки... А как же не досмотрели моряки? Да очень просто: штатные моряки в основ­ ном имели двух-, трехдневный междурейсовый отдых, а их подменяла береговая бригада... отстояли — и на берег. В довершение бед грузчики установили контей­ неры, совершенно не очистив лед с их днищевой поверхности. В результате получи­ лись «ящики на салазках!». И с креплением такая же история: что-то как-то крепят при неважном освещении, на ветру, на морозе. А первопричина, безусловно, суро­ вое зимнее время. Немного забегая вперед и в порядке некоторого оправдания, можно сказать, что мы получили впечатляющий урок, и более таких казусов, по крайней мере, на нашем судне ни разу не случалось. Хотя добавим, что и такого безмерного количе­ ства нестандартных контейнеров на палубу более в зимние рейсы не принимали. Стоянка в укрытии за островом Колгуев получилась спокойная и продуктив­ ная. Три бригады моряков (и даже пассажиров) под руководством старпома, вто­ рого штурмана и боцмана довольно основательно подправили крепления палубного груза, осмотрели грузы в трюмах, все палубные механизмы и устройства: шлюпки, трапы, вентиляторы, все палубные закрытия. Шторм заметно утих, уменьшилась зыбь. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz