Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Круглогодичная навигация в Арктике Б ыл декабрь 1977 года. У причала Мурманского порта стоял под погрузкой генеральных грузов в Арктику новый теплоход «Дмитрий Донской» — го­ ловное судно будущей большой серии ледокольно-транспортных рудовозов- контейнеровозов. Ему предстоял нелегкий арктический рейс в зимних условиях на Енисей в Дудинку. В один из дней стоянки я был вызван к начальнику пароходства В. А. Игнатю- ку для доклада по итогам пробного арктического рейса «Дмитрия Донского». Вла­ димир Адамович с большим интересом заслушал мое сообщение и письменные заключения испытателей о возможностях и основных мореходных и ледовых каче­ ствах судна. Было много вопросов по работе механизмов и систем при низких температурах. Наш начальник пароходства всегда придерживался своего излюб­ ленного принципа: «Говори не все, что знаешь!». Я это ощущал и во время нашей нынешней беседы. А дело в том, что всего четыре месяца назад, наш атомный ледо­ кол «Арктика» совершил первый экспериментальный поход на Северный полюс. И, естественно, Владимир Адамович уже вынашивал новые планы по работе ледо­ кольно-транспортного флота. В частности, он спрашивал мое мнение относительно работы судов типа «Дмит­ рий Донской» на Дудинку в зимний период. А когда я, по-моему, довольно катего­ рично заявил, что готов идти в зимние рейсы, Владимир Адамович с хитрецой улыб­ нулся и ответил: «Ну, вот, теперь нас уже двое!..» Спустя некоторое время, я узнал и другую причину его особой заинтересован­ ности качествами и возможностями нового судна. Уже тогда прорабатывался план проводки атомными ледоколами транспортных судов высокоширотными припо­ люсными трассами от Мурманска до Берингова пролива. Тщательно отбирались типы ледокольных транспортов для этих плаваний, и Игнатюк предлагал «Дмит­ рия Донского». Вот почему так интересовал его первый рудовоз. Уже много по­ зднее министерские «знатоки» рассказывали, что министр не согласился с предло­ жением мурманчан и обосновал это так: «.. .жаль новое дорогостоящее судно, пусть первым пойдет меньший транспорт типа “Амгуэма”». Наш разговор с начальником пароходства продолжался долго, и когда я вы­ шел из кабинета в приемную, секретарь Галина Михайловна то ли одобрительно, то ли осуждающе, но с улыбкой заметила: «...ну и побеседовали!..». И все же Вла­ димир Адамович еще свои карты не раскрывал — думал, анализировал. Я, есте­ ственно, не претендовал на откровения со стороны начальника — разные уровни. 17 декабря «Дмитрий Донской» отправился в рейс. Груза на борту 14 тысяч тонн, в том числе на палубе контейнеры — около 1500 тонн. Погода штормовая: на побережье прогнозируется от 20 до 34 метров в секунду от запада — северо-запада. В порту ожидается ветер 18—23 метров в секунду. Ото­ шли от причала на рейд и встали на якоре, так как выход из залива запрещен из-за шторма. Ночь простояли на рейде, а рано утром после пяти часов (теперь в Мурманске днем и ночью одинаково темно, тяжелые снежные заряды, метель) снялись с якоря и пошли на выход в море. Ветер в порту — 5—6 баллов. В девять часов утра вышли из залива и легли на курс 30 градусов. Темно, ветрено, штормит Баренцево море. Ветер западный более 20 метров в секунду, сильная зыбь от северной четверти. Судно начало тяжело зарываться в волну. Вышли на траверз Сеть-Наволока. Качка увеличивается. На крышках третьего и четвертого трюмов началась подвижка контейнеров. Не напрасны были опасе­ 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz