Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

зов и прием участников экспедиции вышел из строя один из четырех главных ди­ зель-генераторов. Причем не просто вышел из строя, а пошел вразнос и буквально развалился на куски. К счастью, никто из вахты и находившихся в машинном отде­ лении не пострадал. Итак, мощность нашей силовой установки, имевшей до аварии около 9 ООО лошадиных сил, снизилась на четверть. Это тяжелый удар. Потеря четверти мощ­ ности для судна, отправляющегося в трудный антарктический по сути дела совер­ шенно автономный рейс, проблема серьезная. А через два месяца после этого тяжелого происшествия уже во время выгрузки в Антарктиде 3 февраля 1957 года на «Лене» случилось новое несчастье с челове­ ческими жертвами. Дело в том, что в связи с разрушением барьерного припая для завершения выгрузки оставшегося в трюмах около тысячи тонн груза «Лена» была вынуждена пришвартоваться к ледовому барьеру, высота которого составляла 14 метров. Мы уже выгружали часть груза на этот барьер в прошлом первом рейсе. 1 февраля судно ошвартовалось к барьеру, и выгрузка продолжилась, а через двое суток вечером 3 февраля во время грузовых работ кромка ледового барьера шири­ ной 7—8 метров и высотой 14 метров от середины корпуса судна до кормы отколо­ лась и рухнула вниз в воду, своротив попутно фальшборт и завалив льдом всю кормовую палубу. Вместе с обвалившейся кромкой барьера с высоты 14 метров в воду полетели бревна, доски, бочки с топливом и 11 человек, занимавшихся выгрузкой. Я в тот момент стоял на лебедках третьего трюма, и весь этот кошмар, промелькнувший перед глазами, запечатлелся в моем сознании на всю жизнь. Судно от гигантского глухого удара многотысячной ледовой массы содрогнулось от киля до мостика, резко накренилось, кормовые швартовы лопнули. Судно отлетело кормой от барь­ ера и встало перпендикулярно к ледяной стене, упершись в нее носом и удержива­ ясь на одном носовом конце. Судовая тревога, шлюпки на воду, подбежал нахо­ дившийся поблизости катер «Пингвин». Начали спасать плавающих в воде людей. Успели подобрать всех. Двоих — курсанта-практиканта ЛВИМУ Женю Зыкова и гидрографа Николая Буромского подняли на шлюпки мертвыми. Их, вероятно, убило при падении с барьера бочками или бревнами. Главный механик Желтовский и третий механик Анисимов получили тяжелые травмы и переломы. Остальные семь человек получили травмы и ушибы разной степени. Всех доставили в судовой лазарет, где наш доктор Наум Абрамович Лу- кацкий и прибывшие экспедиционные врачи начали оказывать помощь пострадав­ шим. Наши погибшие товарищи были похоронены в окрестностях Мирного на ска­ листом острове архипелага Хасуэл, который впоследствии назвали остров Буром­ ского, а соседний — остров Зыкова. На острове Зыкова впоследствии возникло целое кладбище погибших в Антарктиде людей. Там установлена доска с надпи­ сью: «Склоните головы, сюда приходящие, они отдали жизнь в борьбе с суровой природой Антарктиды». Второй антарктический рейс «Лены» был неудачным и трудным во всех отно­ шениях. При проведении океанографических и гидрографических работ у Антарк­ тического побережья нас беспрестанно преследовали жестокие штормы. Да, там уже началась осень. А спустя три месяца «Лена» получила еще один сокрушительный удар. При стоянке в сухом доке Кронштадта на судне возник пожар, принесший судну тяже­ лые повреждения. Это случилось в конце июня. При производстве сварочных ра­ бот в носовой части судна снаружи от падавших на деревянный, пропитанный мас­ 10 — 1664 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz