Рыжов, А. С. Быль о горняцком городе : документальное исследование / Александр Рыжов. – Мурманск : Север, 2004. – 162, [1] с., [4] л. ил. : ил.

Приложение V По закону дороги Грузовички-маломерки появились в Ено-Заимандровском рудоуправлении в первый же год его существования. Автомобильная техника использовалась тогда наряду с гужевым транспортом, и лошади иной раз могли дать фору несовершенным механизмам образца 30-40-х годов. Вначале ударной силой более чем скромного автопарка были ЗИС-150 и ЗИС-585, но в июле 1950-го на пред­ приятие пришли первые самосвалы МАЗ-205 грузоподъемностью шесть тонн. Это в их кузовах доставлялась из карьера первая оленегорская руда. В 1954 году в составе рудоуправления появился автотранспорт­ ный цех, следовательно, официальная история существующего ныне управления автомобильного транспорта насчитывает ровно полвека. За это время техническое переоснащение цеха произво­ дилось неоднократно. В 1958 году маломощные 6-тонники, уже не справлявшиеся с растущими объемами добычи руды, стали посте­ пенно вытесняться 25-тонными МАЗ-525, выглядевшими по тогдашним меркам весьма внушительно. Кроме того, для вывозки вскрышных пород использовались 12-тонные самосвалы ЯАЗ-210. Комплектация гоковского автопарка большегрузными ма­ шинами, полностью завершившаяся к 1964 году, позволила значительно сократить простои экскаваторов и тем самым повысить их производительность. Вряд ли можно отнести к категории случайных явлений тот факт, что как раз с середины 60-х начался “золотой век” комбината: досрочное выполнение и перевыполнение планов, стремительный выход на новые рубежи... Тем не менее, уже в начале 70-х в автомобильном хозяйстве вновь произошли серьезные изменения - появились БелАЗы, способные перевозить по 27 тонн груза. Благодаря их применению, в 1970 году объем перевозок в целом по комбинату увеличился почти в два раза. А три года спустя ГОК получил новые БелАЗы-548 грузоподъемностью 40 тонн. Сейчас БелАЗ-548 выглядит малышом, но тогда он был едва ли не пределом мечтаний - еще бы, такая мощь! Однако прошло всего шесть лет, и на смену ему прибыл 75-тонный БелАЗ-549. Еще четыре года, и грузоподъемность белорусских автозубров увеличивается до 110 тонн... 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz