Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

6 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА Современный университет не имеет права быть на периферии глобаль­ ных тенденций, определяющих развитие общества в новом столетии. Путь университета связан с выбором одной из стратегий интернационализации или с комбинацией структурных элементов разных стратегий в зависимости от региональной и национальной специфики, связанных с реальной оцен­ кой имеющихся ресурсов и расстановкой приоритетов. Уместно вспомнить в аспекте обозначенной темы положение из статьи Ф. Г. Альтбах и Дж. Найт, подчеркивающих, что «в рамках Евросоюза интернационализация высшего образования является частью общего процесса экономической и политиче­ ской интеграции»3. Вуз, выбирающий интернационализацию в качестве базовой тенден­ ции своего внутреннего развития, естественным образом выходит за пре­ делы своих собственных национальных границ, расширяя и видоизменяя тем самым формируемое им образовательное пространство. Движение по пути реализации базовых принципов Болонского процесса изначально предполагает, что международный компонент будет внедряться как один из основных акцентов во все сферы жизнедеятельности современного вуза: в учебную, научно-исследовательскую и административную сферы; в систе­ му дополнительного образования и в сферу информатизации. По мнению М. Н. Певзнера, «современный этап интернационализации связан с тенден­ цией глобализации и характеризуется переходом от эпизодических между­ народных контактов в образовательной области между отдельными страна­ ми к содержательной научно-педагогической кооперации и всестороннему партнерству»4. Феномен сущностной перестройки всей системы жизнедеятельности современного университета сегодня нуждается в многоаспектном исследо­ вании. Необходимость поиска путей, связанных с выживанием университе­ та в предельно сложной финансовой ситуации и обретением своего нового места, коренным образом меняет как содержание, так и саму структуру об­ разовательного и административно-управленческого поля высшего учебно­ го заведения, когда международный компонент становится системообра­ зующим фактором их развития. Интернационализация высшего профессионального образования, сни­ мающая академическую замкнутость, диктует необходимость расширения системы коммуникации университета посредством его включения в раз­ 1 Альтбах Ф.Г., Найт Дж. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность // Экономика образования. - 2008. - № 4. - С. 102. * Певзнер М.Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестник новгородского государственного университета. - 2005. - № 1. - С. 56.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz