Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 5 ВВЕДЕНИЕ Болонский процесс, определяющий стратегию развития высшего об­ разования сегодня, позволяет говорить о смене формации вузов, сопрово­ ждающейся существенными изменениями в понимании роли вуза, целей и задач его развития и необходимости переосмысления миссии университета с учетом общемировых и национальных тенденций. Существование совре­ менного вуза сегодня не может восприниматься вне предельно широкой системы коммуникации с иными культурами и образовательными полями. Университет не может выжить, сохранить свой статус и найти «свое место» вне включенности в постоянный диалог внутри образовательных сетей, основанный на взаимовыгодном и взаимообогащающем сотрудничестве. Рональд Барнетт в открытой лекции, посвященной осмыслению феноме­ на университета, говорит о том, что «деятельность, которая протекает в стенах университета, не имеет четко очерченных границ. Если попытаться эти границы создать, то возникнет угроза самому университету...»1. Кардинальные переме­ ны в современной высшей школе, связанные с изменениями взаимоотноше­ ний между рынком, государством и различными институтами и обусловленные процессом глобализации, неизбежно влекут за собой переосмысление фено­ мена университета, его специфической роли в развитии регионального, нацио­ нального и международного поликультурного пространства. По справедливому замечанию Г. В.Телегиной и Н.В. Штыковой, «все университеты оказываются так или иначе включены в процесс глобализа­ ции - отчасти как ее объекты или даже "жертвы", но в существенной мере - как ее субъекты и проводники»2. Именно интернационализация становится способом развития и «выживания» университета в предельно жестких эко­ номических условиях, в которые поставлена сегодня высшая школа России в целом. Стратегия развития, основанная на глубинном понимании опреде­ ляющего значения интернационализационных процессов, становится для вуза залогом его ухода от роли «жертвы», что связано с обретением новых смыслов, определяющихся в параметрах новой интерпретации миссии со­ временного университета. Сохранение университетских границ в извест­ ном смысле сегодня зависит оттого, насколько проницаемы и открыты они будут для поликультурного сотрудничества прежде всего в академической сфере. 1 Барнетт Р. Осмысление университета (По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 г.) // Шестидесятая параллель. - 2008. - № 2(29) июнь. - С. 35. 2 Телегина Г.В., Штыкова Н.В. Университет в глобальном мире: новая миссия? // Университетское управление. - 2005. - № 5(38). - С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz