Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 55 личных программах за пределами страны своего гражданства. Австралия, Канада, Франция, Германия, Великобритания и США в совокупности при­ нимают сегодня более 50% всех иностранных студентов. Тенденция роста популярности обучения за рубежом очевидна: в 1975 г. было отмечено всего 0,8 млн. студентов, обучающихся за рубежом, в 2000 г. - 2,1 млн., в 2005 г. - 3 млн., в 2010 г. - 4,1 млн., а в 2011 г., как уже было сказа­ но, - 4,3 млн. чел. На конференции «Совместные образовательные программы как ме­ ханизм интеграции России в мировое образовательное пространство» в мае 2010 г., Т.Л. Клячко приводит следующие данные: «сегодня миро­ вой рынок высшего образования по численности студентов составляет 5,7 млн. чел., из которых на долю России приходится 102,8 тыс. чел. По объему получаемых средств на долю России приходится 300 млн. ру­ блей или около 9 млрд. долл. США в год при общем объеме рынка труда 62,0 млрд. долл. США»76. Конференция европейских министров, ответственных за высшее обра­ зование (г. Лувен-ля-Нев, 2009), призвала все страны к расширению про­ странства академической мобильности студентов и обеспечению ее высо­ кого качества, диверсификации типов и масштаба процесса. По прогнозам конференции, к 2020 г., по крайней мере, 20% выпускников вузов стран- участниц Болонского процесса должны пройти период обучения или науч­ ных исследований за рубежом77. Академическая мобильность, таким образом, должна стать отличитель­ ной чертой Европейского пространства высшего образования. В связи с этим возникает необходимость изучения уже существующего опыта западных стран, отличающихся высоким уровнем развития данной формы реализации принципов Болонского процесса (для северного пространства такими страна­ ми являются Финляндия и Норвегия), а также анализа комплекса программ, предоставляющих студентам возможность пройти полное или частичное обу­ чение в стране, отличной от местонахождения родного вуза. Северные вузы России, вступая в Болонский процесс, поэтапно развива­ ют международные контакты в образовательном поле, вступая в различные сети и ассоциации, активизируя участие в программах, предоставляющих финансирование академической мобильности, международных образова­ тельных и научно-исследовательских проектов. В рамках данного парагра- 76 Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л. Агранович и др. НФПК. - М.: Логос, 2010. - С. 259. 77 Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: Автореф. дис. ... - М., 2011. - С. 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz