Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 53 ние истории и культуры народов Европейского Севера, международных отно­ шений, проблем наземной экологии и урбоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды, туризма, сервиса и дизайна в этом регионе мира. Существенное внимание уделяется в МГГУ проблемам межкультурной комму­ никации в человекоразмерности Европейского Севера, проблемам истории и культуры этнических меньшинств Севера и их национальной идентичности. Рассматривая гуманитарную составляющую как доминанту развития, МГГУ уделяет особое внимание расширению спектра преподавания иностранных языков, включая языки соседних государств, Норвегии и Финляндии. Учеными МГГУ изучаются условия, способствующие созданию благо­ приятного социального климата для обеспечения жизнедеятельности и здо­ рового образа жизни населения области, его творческой активности и раз­ вития способностей через формирование системы образования в целом и высшего образования в частности. Научно-образовательная стратегия МГГУ, определяющая развитие университета до 2025 г., имеет ярко выраженную международную направленность, что воплощается уже сегодня в много­ численных международных проектах и программах, таких как «Баренцев Трансграничный Университет +», «Частно-государственное партнерство в сфере туризма в Баренц-регионе», «Молодые инновационные предприни­ матели»' и многих др. Подводя итог, отметим: анализ информации с сайтов вузов Финлян­ дии, Швеции, Норвегии и России, входящих в БЕАР, а также опыт практиче­ ского взаимодействия в рамках различных проектов и программ наглядно демонстрируют, что интернационализация рассматривается в качестве до­ минанты международной деятельности всеми партнерами. Предпосылки интернационализации системы высшего образования БЕАР основаны, пре­ жде всего, на устойчивых политических и экономических связях стран реги­ она, объясняющихся спецификой геополитического положения. Имеются и определенные образовательные, педагогические предпосылки, связанные с реализацией программ трехуровневой подготовки в виде бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с требованиями Болонского процесса; а также наличие устойчивого сотрудничества на уровне различных сетевых проектов, включая Университет Арктики. Вместе с тем для образо­ вательных систем, входящих в БЕАР, также характерны участие в разработке и реализации совместных образовательных программ и программ двойных дипломов и, как следствие, развитая система академической мобильности преподавателей и студентов. Подробный анализ специфики ряда проектов, реализованных МГГУ в гуманитарном поле, будет изложен автором ниже, в рамках второй главы монографии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz