Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

10 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА рике - признаки французской системы. Естественно, что последовательно (хотя и не такими темпами, как на первом этапе) увеличиваются и объемы академической мобильности за счет количества студентов, стремящихся по­ лучить образование за рубежом. Наконец, третий и наиболее интенсивный этап интернационализации начинается после второй мировой войны и продолжается до сегодняшнего дня. СССР, имея прочные позиции в странах Восточной и Центральной Евро­ пы, активизировал процесс интернационализации в странах Третьего мира. При этом студенты из бывших западных колоний устремляются для полу­ чения высшего образования в развитые страны. Массовость данного про­ цесса привела к необходимости перестройки учебных планов и программ ведущих университетов на Западе или же к их перепрофилизации. В кон­ це 80-х гг. XX в. в Европе принимается решение о создании благоприятных условий для мобильности преподавателей и студентов вузов в странах, вхо­ дящих в Европейский союз. Именно в этот период страны с разной полити­ ческой ориентацией оказались едины в своем стремлении активизировать процесс интернационализации и расширить образовательные связи. Границей третьего этапа интернационализации стали 90-е годы XX в. Именно в этот период постсоветские страны стремились восстановить про­ шлые (утраченные ими) связи в сфере высшего образования путем инте­ грации в мировое образовательное пространство. Возникновение новых форм интернационализации в конце XX в. было продиктовано рядом об­ стоятельств: глобальной трансформацией европейских образовательных систем; их глобальной политической конкуренцией, связанной с вопросами национальной безопасности; новыми стандартами аккредитации7. Динамичное развитие процесса интернационализации способствовало тому, что интерпретация термина «интернационализация высшего образова­ ния» постоянно изменялась в зависимости от базового компонента опреде­ ления: трактовки основных причин интернационализации; совокупности дей­ ствий, которые она предполагает; специфики экономических и политических условий, в которых происходил этот процесс. Следует отметить, что изначаль­ но в традиции международного измерения высшего образования в основ­ ном использовался термин «международное образование» (international education). Статичный по сути своей, данный феномен использовался для ха­ рактеристики отдельных видов и форм деятельности, реализуемых в между­ народном пространстве и имеющих отношение к процессам академической мобильности и, соответственно, к содержанию учебных планов и программ. 7 Groenings S., Willey J. Group Portrait: Internationalizing the Disciplines, - NY: The American Forum for Global Education, 1990, p. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz