Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 9 1.1. К о н ц е п ц и я и н т е р н а ц и о н а л и з а ц и и : СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ Тенденция интернационализации не только выступает как базовая в со­ временном университетском образовании Запада, но и определяет страте­ гии развития современного университета в России. Идея интернационализа­ ции, так же как и интерпретация самого термина «интернационализация», претерпела серьезные изменения на протяжении всей истории универси­ тетского образования. Джейн Найт и Ганс де Вит5, говоря о трех основных стадиях развития интернационализации, отмечают, что корни данной про­ блемы необходимо искать в средневековье и Возрождении, знаменующих собой первую стадию развития данного процесса. В этот период на первый план выходит такой феномен, как академическая мобильность и слушате­ лей, и преподавателей университетов, связанная с возможностью свобод­ ного перемещения в пределах образовательных полей различных универ­ ситетов. В первую очередь возможность академической мобильности свя­ зывалась с использованием латыни как основного языка преподавания, что обеспечивало доступ к учебе любому европейскому жителю любого уголка континента, имеющему определенную подготовку. Второй этап процесса интернационализации, по мнению исследова­ телей, включает в себя отрезок времени между XVIII в. и второй мировой войной. Экспорт систем высшего образования Дж. Найт и Де Вит рассма­ тривают в качестве наиболее значимой формы интернационализации на этой (второй) стадии развития процесса. Наряду с этим, вторым значимым международным элементом высшего образования, по мнению авторов, вы­ ступает академическая кооперация в сфере исследований и совместных пу­ бликаций: «Хотя основная масса исследований этого периода имела нацио­ нальный фокус и интерес, международный обмен идеями и информацией посредством семинаров, конференций и публикаций оставался устойчивым фактором международного научного контакта»6. Экспорт образовательных систем отчетливо проявляется в отношениях стран-доминионов и их колоний. В этой связи отмечается, что в системах образования Индии и отдельных африканских государств вплоть до совре­ менного этапа развития сохраняются элементы британской системы обра­ зования, а в системах образования Карибских островов и в Латинской Аме­ 5 Knight J., De Wit Н. Strategies for internationalization of Higher Education: Historical and Conceptual Perspectives // De Wit H. (Ed.) Strategies of Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. - Amsterdam: European Association for International Education, 1995, p. 5-32. 6 Там же. - С. 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz