Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.

Роковые сороковые. 3 Жатьков Анатолий Владимирович (1908—14.11.1995, Москва) — генерал-майор авиации (1949). С ноября 1941 г. — командир 95-го АП, вооруженного тяжелыми двухмоторными истребителями Пе-3, с марта 1942 г. — в составе ВВС СФ, с мая 1944 г. — командир 14-го САД ВВС СФ. Его воспоминания хранятся в музее ВВС Северного флота в пос. Сафоново. 4 Житинский Николай Степанович — с 15.09.1943 по 09.1944 г. — помощник командующего ВВС СФ по летной подготовке и воздушному бою. 5 Гильярди Никодим Федорович, журналист, писатель. В годы Великой Отечественной войны работал в газете СФ «Краснофлотец». Опубликовал в североморских и центральных газетах множество очерков о защитниках Заполярья. В послевоенные годы вышел ряд его книг, посвященных войне, в том числе две книги о Б.Ф. Сафонове: Борис Сафонов. — М., 1950; В воздухе Сафонов! — М., 1955. 6 Головко А.Г. Вместе с флотом. — М.: Воениздат, 1960. 7 Головко А.Г. Вместе с флотом. Изд. 3-е. — М., 1984. — С. 32. 8 Там же. С. 101 - 103. 9 Там же. 10 Сводный брат Б.Ф. Сафонова, Е. Ступин, на страницах своей книги «Мой брат», изданной Приокским книжным издательством в 1968 г., также был солидарен с А.Г. Головко, считая, что североморский ас не мог быть сбитым немецким летчиком, так как в Люфтваффе «не было летчика, равного мастерством и отвагой Сафонову». С. 82. 1 ЦАМО. Ф. 500. Оп. 12452. Д. 449. Л. 36. 12 САМ-судно — торговое судно, оборудованное катапультой (Catapult Aircraft Merchant). Каждое такое судно, кроме своего обычного груза, несло готовый к взлету «Си Харрикейн». Истребитель был разового использования, поэтому после воздушного боя пилот истребителя должен был лететь к ближайшему берегу или, если берег находился слишком далеко, выбрасываться с парашютом и приводниться в холодные воды Ледовитого океана в надежде, что какое-нибудь судно успеет его подобрать до того, как он замерзнет. 13 ЦАМО. Ф. 500. Оп. 12452. Д. 449. Л. 32-33. 14 ЦВМА. Ф. 1321. Оп. 10. Д. 4 Л. 101 - 102. 15 Там же. Л. 99. 16 ЦВМА. Ф. 778. Оп. 5. Д. 2. Л. 61-62. 17 18 мая 1943 г. вылетевшая на перехват воздушного разведчика пара «Аэрокобр» 2-го ГКАП им. Б.Ф. Сафонова — гвардии мл. лейтенант П. Климов и гвардии сержант Е. Качевский — сбила «юнкере» Ju-88 D-1 WNr. 430577 практически в том же районе, где погиб Б.Ф. Сафонов — недалеко от о. Кильдин. За штурвалом этого Ju-88 находился фельдфебель Л. Шмитц. Сбитый вражеский разведчик упал в воду в 10—12 км севернее о. Кильдин, а его экипаж — фельдфебель Л. Шмитц, лейтенант Й. Лёбель (Lt Joachim Lobel), унтер-офицеры В. Петерсен (Uffz Wilhelm Petersen) и Ф. Нойбауэр (Uffz Franz Neubauer) — погиб. Гвардии сержант Е. Качевский за сбитый самолет был награжден 24.05.1943 г. орде­ ном «Красная Звезда»; погиб в воздушном бою 12.04.1944 г. Что касается обер-лейтенанта (доктора) X. Шубринга (Obit. Dr. Helmut Schubring), он погиб раньше — 12.01.1943 г. во вре­ мя боевого вылета в район Мурманска на «Мессершмитте» Bf-110, за штурвалом которого находился фельдфебель Л. Шмитц. Умер от «кислородного голодания» (во время полета на большой высоте отсоединилась трубка от кислородной маски). Ѵангут научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz