Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.

К вопросу о гибели Бориса Сафонова 6 Д о п о д л и н н о известно, что в этом вы­ лете экипаж данного самолета 1-й эска­ дрильи 124-й Группы дальней разведки имел следующий боевой состав: к о ­ мандир экипажа (FF) — унтер-офицер Л. Шмитц (Uffz Ludolf Schmitz), наблю­ датель (штурман) (ВВ) — обер-лейте- нант (доктор) X. Ш убринг (Obit. Dr. H elm u t Schubring), воздушный стре- лок-радист (BF) — унтер-офицер В. Пе­ т е р се н (Uffz. W ilhem P etersen ), в о з ­ душный стрелок-механик (ВМ) — ун- тер-офиц ер Ф. Нойбауер (Uffz. Franz Neubauer)17. Кто из воздушных стрелков этого разведы вательного «юнкерса» выпу­ стил фатальную пулеметную очередь из пулемета M au ser MG-81J калибра 7,92-мм по самолету Б.Ф. Сафонова, сейчас установить не представляется возможным. Падение в воду штопором (или под тупым углом) говорит лишь об одном: летчик получил смертельное ранение, так как при выходе из строя мотора опытному летчику не составляло осо­ бого труда совершить вынужденную посадку. Известно, что даже летчики, летав­ шие на тяж елых ш турмовиках Ил-2, с подбитым мотором благополучно са­ дились на воду. Напомню: у Ил-2 пе­ редняя часть фю зеляж а представляла собой цельную бронированную короб­ ку. «Летающий танк», как его порой называли сами летчики-штурмовики. И тем не менее тяж елые Ил-2 не падали под тупым углом при перебоях в моторе, а при запасе скорости плани­ ровали под небольшим утлом и без осо­ бых проблем совершали вынужденные посадки, в том числе и на поверхность воды. Более того, летчику и его в о з­ душному стрелку еще хватало времени для того, чтобы покинуть стремительно тонущий самолет. Американский истребитель «Китти­ хаук» был легче штурмовика Ил-2 и ко всему прочему имел довольно большую площадь плоскостей и хорошо планиро­ вал даже с остановившимся мотором! Это позволяло летчику даже средней квалификации без особых затруднений совершить подобную посадку. И этому есть немало примеров. Один из таких случаев произошел в те ж е часы и поч­ ти в том ж е районе, где погиб Б.Ф. Са­ фонов. Над морем в р ай он е о. Кильдин в утренние часы произошел воздушный бой, упомянутый выше, в котором был сбит с аф он овец — гвардии старший лейтенант Д.Ф. Амосов. Л етчик, получивший р а н е н и е (!) в воздушном бою, сумел на подбитом «Харрикейне», имевшем почти такую же массу и площадь крыльев, как и «Кит­ тихаук», произвести посадку на воду, выбраться из тонущего истребителя и дождаться в ледяной воде спасательного судна, моряки которого подняли летчи­ ка из воды и доставили в госпиталь. В нашем случае самолет Б.Ф. С а­ фонова «штопором ударился о воду» и мгновенно затонул. Поэтому есть все основания считать, что во время тре­ тьей атаки он наряду с повреждением мотора получил и смертельное р а н е ­ ние. Передав по радио кодовое слово «Ракета», то есть иду на вынужденную посадку, попытался как можно ближе подлететь к кораблям конвоя и, не до­ летев до эсминца «Валериан Куйбы ­ шев» каких -то пять —ш есть ки лом е ­ тров, потерял сознание. После чего его самолет сорвался в штопор. Автор выражает глубокую благодарность за помощь и предоставленный материал Мирославу Морозову, Андрею Латкину и норвежскому историку Руне Раутио. Примечания 1 Это интервью с Владимиром Павловичем Покровским автор записал у него дома в Санкт- Петербурге в 1991 г. 2 ОЦВМА. Ф. 20. Д. 6501. Л. 200. № 97 /2017 Іангут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz