Репневский, А. В. Дожелезные кольские дороги поморов / А. В. Репневский // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 года / [редкол.: А. А. Киселев (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 115-118.

обосновать перед императором экономическую и военно-стратегическую возможность и необходимость для России построить на мурманском бере­ гу крупный город с незамерзающим портом и перспективе провести к не­ му железную дорогу1. Уже тогда министр финансов Российской империи указывал на пример быстрого развития Финмарка, но пробудить интереса Александра III к своим дальновидным предложениям не сумел. В начале XX в. (в 1909 г.) исследователь Г.Р.Гебель писал примерно о том же, о чем и С.Ю.Витте, сравнивая быстрое буржуазное развитие соседнего района Норвегии с застойно-упадочным Мурманом: «Финмаркен окреп, вырос, стал здоровым молодцом, Мурман же стал изнуренным тяжелым недугом стариком, который уже не излечим никакими пилюлями и микстурами, ко­ торому может помочь ... лишь введение в тело живительного эликсира ... обновляющего его силы»2. Таким эликсиром, вдохнувшим жизнь в холодный саамско- поморский край России, стала с 20-х годов XX века железная дорога, еще в годы Первой мировой войны прорезавшая пустынные пространства Коль­ ского полуострова. Она принесла этому краю цивилизацию и быструю ин­ дустриализацию, надежно привязала «канатами» рельсов и шпал Мурман с центральной Россией, обеспечила державе развитой стратегический фор­ пост в освоении Арктики и обороне Заполярья. Эта железная дорога - на­ стоящий прорыв России не только в заполярный Север, но и в мировой океан. Summary. Article is devoted to problems o f overland Pomor’s movement on de- serted snow and frosty spaces between Arkhangelsk and Murmansk coast o f Ko- la peninsula in XIX century and in the beginning o f XX century (before con- struction o f the railway in this region). The author shows the bases and indispensability o f such annual movement as a part o f an annual cycle o f eco- nomic activities. Huge natural difficulties o f such travel seriously prevented to progress o f Murman. Only construction o f the railway during Great war (1914 - 1918) has allowed to civilize Kola peninsula. 1Жуков Ю.Н. Сталин: арктический щит. М., 2008. - С. 11-14. 2 Гебель Г.Р. К вопросу колонизации Лапландии. - С.-Петербург, 1909. - С. 10-11. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz