Репневский, А. В. Дожелезные кольские дороги поморов / А. В. Репневский // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 года / [редкол.: А. А. Киселев (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 115-118.

в Сороцком селении Кемского уезда. Торг там обычно шел с конца ноября по первую декаду декабря. Четвертой по времени и второй по масштабам торга после Маргаритинской была Никольская ярмарка в Сумском Посаде. Проходила она в декабре на исходе каждого года. В середине января на­ ступало время Крещенской ярмарки в Мезени. Туда тоже двигались саня­ ми по суше. С середины августа проходила ярмарка в Куйском селении Мезенского уезда. В сентябре снова наступало время ярмарки в Архан­ гельске. Таким образом, продажи и закупки на ярмарках продолжались в течение 6 месяцев с августа по январь, затихая с февраля по июль, когда поморы и норвежцы были заняты сначала боем морского зверя, заготовкой леса, потом ловлей рыбы, а с конца мая и торговлей в норвежских землях. Кольские же поморы, жившие ближе к границам Норвегии, и в этих же районах (западнее острова Кильдин и у полуострова Рыбачий) произво­ дившие свой лов, заканчивали его раньше - в начале июля, так как рыбы здесь к этому времени становилось мало. С июля все их лодьи обращались к торгам с ближними поселениями Норвегии. Торговали до зимы. В ноябре и декабре многие русские поморы Кольского полуострова выходили на зимний лов трески в устье Кольской губы и у острова Кильдин. Треску мо­ розили и вместе с оставшейся норвежкой рыбой везли санями на продажу в столицу Российской империи - Петербург. Обратно возвращались с пар­ тиями муки, круп на следующий сезон и прочими товарами для личного потребления и быта. Эта зимняя мороженая треска заставляла колян про­ делывать многие сотни верст до столицы Российской империи. Мы видим, что поморы не только по морю ходили «яко посуху», но и, наоборот, - без сухопутных мурманских путей их полноценная рыбная ловля не могла бы состояться. Уже с начала XIX века была, несмотря на великие трудности, была налажена и более или менее постоянная связь между Архангельском и Колой. Летом она, конечно, осуществлялась морем, но, начиная с долгих осенних штормов, всю зиму и большую часть весны один раз в неделю от­ правлялись с почтой туда и сюда по заметенным снегом трактам почтовые люди. Причем на самом Кольском полуострове дорог совсем не было. Об­ служивалась эта часть пути не лошадьми, а оленями. Почта могла «за­ стрять» по дороге на целый месяц, ибо почтовой службе надо было проде­ лать путь более 1000 верст через метели и морозы. Отсутствие надежной и быстрой связи тоже препятствовало развитию Мурмана. Многотрудная деятельность поморов в силу природных условий все же не могла обеспе­ чить должные темпы развития Мурмана. В ходе буржуазной трансформа­ ции общества русские наблюдатели с тревогой сообщали об отсталости этого района. Так Министр финансов С.Ю.Витте и Почетный гражданин города Архангельска в 1894 г. в докладе императору Александру III указы­ вал на эту отсталость и предлагал меры по ее преодолению. Он попытался 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz