Разумова, И. А. «Свобода» как один из ключевых определителей Севера // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 5-12.

людей. Здесь как бы зарождались новые формы взаимоотношений, свобод­ ные от традиционных укладов мест с вековыми традициями» (Ж, 1946 г.р.); «Здесь большинство людей приехало, и по-своему происхождению явля­ ются несеверными людьми. Здесь более какие-то свободные нравы, мень­ ше традиций, и это тоже влияет, как мне кажется, ведь люди приехали из раз­ личных мест, где прожило хотя бы несколько поколений. Там нравов меньше свободных, а традиций больше, вот» (М, 1967 г.р.). Судя по многочислен­ ным высказываниям, «молодежь на севере свободнее», «люди менее за­ комплексованные» и т.д. (что не исключает, разумеется, и противополож­ ных утверждений). По распространенному мнению, «южные» и «среднепо­ лосные» люди отличаются «стереотипным мышлением» (Ж, 1983 г.р.) и тем, что он «куркули» (М, 1926 г.р.). Такие обозначения можно соотнести с понятиями, оппозиционными «свободе»: жесткость, закрытость. Семантика свободы может быть связана и со способами физического существования человека, в частности, с активным образом жизни, который утверждается северянами, и с рядом других аспектов жизнедеятельности. Для установления всех возможных смысловых корреляций необходим де­ тальный семантический анализ репрезентативнго корпуса текстов различ­ ных типов. Разумеется, свобода имеет и обратную сторону. Так, закрытый или просто «малый» северный город может представляться (и часто представ­ ляется) людям, особенно молодым, «тесным», сковывающим инициативу, «патриархальным» по типу отношений, а северные люди считаются не только активными, но и, напротив, «замороженными» и т.п. У северян есть осознание не только высокой степени свободы, но и серьезных зависимо­ стей. Прежде всего, это зависимость от северного климата. Кроме того, жители малых индустриальных городов ощущают экономическую несво­ боду от градообразующих предприятий, статусную зависимость от област­ ного центра и столицы. В целом многозначность свободы/несвободы осо­ бым образом реализуется в контексте взаимоотношений провинции и сто­ лицы, города и деревни и т.п., что в известной степени актуально и для се­ верян. Изучение локальной специфики в концептуализации свободы, как и других ключевых понятий культуры, представляется поэтому интересным и перспективным. В заключение приведем еще одно высказывание, которое можно от­ нести к разряду типичных. По мнению многих мигрантов, Север не остав­ ляет одной возможности: «Уехать отсюда ну невозможно добровольно, понимаете? Не знаю, ведь сколько людей уезжало и возвращаются, потому что Север притягивает» (Ж, 1948 г.р.). 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz