Разумова, И. А. «Свобода» как один из ключевых определителей Севера // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 5-12.

ласти так и не удалось перейти врагу во время самой разрушительной из войн прошлого столетия. В соответствии с этой же диалектической логи­ кой, свобода полнее ощущается именно в «закрытых» городах, о чем убе­ дительно свидетельствует сравнение текстов интервью с жителями Снеж- ногорска, Полярного, с одной стороны, и с представителями городов обычного статуса, с другой стороны. Именно жители закрытых городов утверждают, что, по крайней мере, «раньше», двери в их городских квар­ тирах не запирались. «Закрытость» оказалась важным фактором сохране­ ния независимости в период социальных катаклизмов: «Я говорю: “Да, вот так мы живем” . Нас не коснулись никакие перестройки, никакие разделы собственности, никто к нам не пришел - никакие там бандиты на завод. То есть мы держимся вот так вот, и попробуйте нас < ...> . И даже нами-то ру­ ководит не только вопросы финансовые, а вот стремление вот работать, получать от этого удовольствие, быть ответственным за поставленную цель» (Ж, 1949 г.р., г. Полярный). В этом семантическом контексте Кольский Север как «край земли» представляет собой не пространственное ограничение, а свободу от власти (как известно, «дальше не сошлют»), «предел возможностей» и «откры­ тость»: «Это связано с тем, что мы живем очень близко, действительно, к краю. К краю, наверное, возможностей человека. Дальше уже некуда. Вот оно море, вот он полюс. < .. .> Здесь невозможно жить одному, замкнуться в себе и жить. < .. .> Мы стоим на горе, всем ветрам открыты» (М, 1963 г.р., г. Снежногорск). Показательно и то, что северное сообщество характеризуется как «открытое». Это качество асоциировано с этническим многообразием жи­ телей - представителей разных регионов и культур, а также с отсутствием жестких социальных иерархий: «Вот Вьюжный - это сплав. Он не что-то одно, он не медь, он не титан, он сплав, удивительно гибкий и удивительно интересный. Можно, если покопаться, в одном и том же доме найти, ну, в принципе, все что угодно из любого там уголка нашей страны. < ...> Снеж­ ногорские отличаются тем, что они как бы космополиты, они не военные, они гражданские, поэтому у них каких-то жестких рамок нет» (М, 1963 г.р.); «Это был очень многонациональный город. На его улицах можно было встретить украинца, латыша, белоруса» (Ж, 1950 г.р.); «На большой земле, я вот был в Питере часто, общение жестче, сразу идет сравнение выше ты или ниже по социальному статусу. Жестко. Пан или пропал. А здесь так намного демократичнее и проще» (М, 1962 г.р.). Качеству социума соот­ ветствуют и качества личности: «Коренные северяне - это люди с откры­ той душой» (Ж, 1952 г.р.). В отношении поведения людей и состояния культуры «свобода» в современном северном тексте противопоставлена «традиции»: «Жизнь в Апатитах провинциальной не казалась. Приличные гастроли, с удовольст­ вием вспоминаются джазовые фестивали. И не провинциальное поведение 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz