Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.

КУЛЬТУРА СЕМЬИ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА И.Л.Разумова ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ (ПО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ )1 _________ Проблематика и предметная область Проблемное поле современных исследований семьи чрезвычайно широко: констатация «кризиса семьи» все чаще опровергается не только теоретическими, но и эмпирическими исследованиями, согласно которым семья устойчиво занимает высшие позиции в рейтингах ценностей. Признанная самым консервативным социальным институтом, семья в условиях ускоренной модернизации обнаружила исключительную адаптивность, способность к переорганизации функций и тенденцию к многообразию форм, а, следовательно, высокий уровень культурного развития. К основным проблемам функционирования семьи как носителя культуры относится противоречие между неуклонным развитием глобализационного процесса и объективной потребностью общества в сохранении многообразия культур, поскольку только их взаимодействие создает системную целостность и обеспечивает функционирование социальных объектов. В связи с этим ключевыми вопросами при изучении семейной культуры следует признать следующие: сохраняет ли семейно-родственное сообщество функцию передачи этнокультурной информации в современных условиях и конкретных региональных обстоятельствах; какую роль играет семейная культура в социальных (социокультурных) изменениях. Если учесть, что семья «отвечает» за формирование личности, ответ, казалось бы, очевиден. Но это лишь один аспект, связанный с ответственностью семьи перед обществом. На конкретном материале еще предстоит выяснить в состоянии ли, в каких формах и в какой степени семейные культурные ценности могут стать общественным достоянием. Оказывает ли семья (ее потребности, установки) в конкретной современной общественной ситуации какое-либо влияние на функционирование социокультурных институтов: образования, СМИ, искусства, культурно-просветительских учреждений и пр.? Наконец, первостепенный этнографический (социально-антропологический) интерес связан 'Статья выполнена в рамках проекта «Семейно-родственные общности как агенты культурных инноваций» при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz