Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.

с тем, как в рамках семьи перерабатываются традиции разных народов и регионов, города и села, профессиональных и локальных сообществ и создаются новые. Несмотря на видимую ясность и общеупотребительность понятий «семейная культура», «этнокультура» и подобных, у исследователей того, что принято называть семейными традициями, остаются не до конца решенными вопросы теоретико-методологического характера. В силу этого обращение к этнокультурному аспекту изучения семьи требует прояснения исследовательской позиции во всем, что касается объектно-предметной области. Для этого минимально достаточным является понимание культуры как искусственной жизненной среды, имеющей социальную природу и символическое выражение. В расширенном и одновременно специализированном по отношению к нашему объекту определении культура семьи является совокупностью моделей поведения и коммуникации, которые оформляют жизнедеятельность группы, а также результатом культуротворческой деятельности семьи в единстве его овеществленных и ментальных феноменов. Семью следует рассматривать как коллективного носителя культурной традиции определенного общества, в котором она существует и к которому принадлежит. Вместе с тем, культура каждой семейной группы в чем-то уникальна. Семья 1) адаптирует, 2) модифицирует, 3) использует, 4) создает, 5) передает культурные ценности [The Family and its Culture, 1987, с.281; Ясевич, 1990, с.202]. На то, как реализуются эти культурные функции, влияет совокупность факторов: условия макро- и микросреды, демографическая и ролевая структура семьи, социо-профессиональный статус ее членов, этническая принадлежность, место проживания и др. Определяя понятие «семейная культурная среда», Э.А.Орлова предложила следующие ее измерения: место членов семьи в системе общественного разделения труда; предметно-пространственное окружение семьи; социально­ символические (сетевые) отношения семьи [Орлова, 1998, с.42]. Обратим внимание на то, что все указанные измерения и соответственно само понятие связаны при таком подходе с внешними условиями жизнедеятельности семьи. Вместе с тем, если исследовательский фокус рассматривает семью как социальную общность, то, по справедливому утверждению А.А.Клецина, «форма и содержание семейной жизнедеятельности должны рассматриваться системно не с точки зрения включенности семьи в другие системы, а имея во главе угла реальность относительно автономного существования семьи, как от структур общественного устройства, так и от пространства индивидуального микрокосма» [Клецин, 2000, с.93-94]. Культура семьи, в этой связи, представляет форму ее социальной организации, способ осуществления семейной деятельности. Результатом деятельности выступает «культурный продукт» - формируемая семьей внутренняя среда, материально-предметная и духовная. К последней относятся идеи, представления, связанные с жизнью семьи и реализуемые в словесных и прочих формах - повседневных, ритуально-праздничных, игровых, мемориальных. В соответствии с утвердившимся современным социологическим подходом семья как институт и малая группа основывается на отношениях супружества, родительства и родства. Поэтому в качестве важных элементов семейной культуры должны быть рассмотрены формы заключения брака (прежде всего обычно рассматривается брачный ритуал) и характеристики супружеских отношений. В связи с отношениями родительства исследуются 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz