Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.

практики, нормы, ценности, представления, связанные с рождением детей и уходом за ними, а также традиции воспитания (семейная культура репродукции и социализации). Семейные структуры тесно переплетаются с расширенными родственными сетями, вследствие чего анализ родственных связей, их роли в жизни семей и индивидов, а также форм поколенной преемственности непосредственным образом связан с изучением семейной культуры. У традиционной патриархальной семьи, которая является производственной единицей, жизнедеятельность определяется этническим хозяйственно-культурным типом. Таким образом, все, что касается основных жизнеобеспечивающих занятий и связанной с ними материальной культуры того или иного народа, субэтнической или локальной группы, представляет одновременно и семейную культуру. Семья формирует и упорядочивает свой пространственно-предметный мир. Домашняя среда предоставляет возможности для самосохранения (заботы о здоровье) и рекреации. Наконец, семья не только порождает и воспитывает новых членов общества, но и провожает их в последний путь. Перечень сфер жизнедеятельности семьи, соответствующих ее функциям в различные исторические периоды, может быть продолжен. Для нас в данном случае важно то, что почти все формы социальной жизни так или иначе оказываются ассоциированными с семейной культурой. Это повышает значимость предмета изучения, но чрезвычайно усложняет историографическую работу, а также систематизацию источников. Семья на Кольском Севере имеет свои отличия. Во-первых, структурно­ типологические. Процесс колонизации территории и ее производственная специализация сказались на численном и поколенном составе семьи, гендерных и социо-профессиональных особенностях, взаимосвязях с расширенным родственным и другими сообществами и т.д. Во-вторых, существует этнокультурная специфика, которая связана с традициями аборигенных, старожильческих и мигрировавших групп и их взаимодействиями. Как известно, Кольский Север - территория проживания преимущественно прибалтийско-финских, восточнославянских народов и урбанизированного советского и постсоветского многонационального населения. Последние категории, в свою очередь, представляют определенный тип культуры в его этнорегиональных вариациях. Отсутствие у населения региона каких-либо эндогамных объединений и соответствующих установок по этническому, религиозному или иным принципам приводит к активному смешению, созданию гетероэтнических семей, которые составляют предмет особого интереса. В таких условиях наблюдается многообразие культурных типов семей и формируется большое число различных культурных конфигураций. Очевидно, сама эта ситуация может рассматриваться как характерная для определенных регионов. Началом исследования, нацеленного на выявление культурного потенциала семей на уровне региона, закономерно является обращение к ретроспективе - анализу данных по семейной культуре аборигенного и старожильческого населения Кольского Севера, как представленных в историко­ этнографической литературе. Мы не разделяем иногда все еще бытующее мнение о том, что «цивилизация» на Кольском п-ове создана в XX в. на голом месте. Если понимать под «цивилизацией» только рациональные и технологические достижения индустриальной эпохи, это, по-видимому, так. В таком случае эти достижения неизбежно отделены от «культуры», в том смысле, как это понималось в немецкой и русской интеллектуальных традициях (в отличие 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz