Пожидаева. О. В. Судьба и творчество А.И. Герцена в некоторых произведениях русской литературы XIX века (к 200-летию со дня рождения писателя) / О. В. Пожидаева // X Масловские чтения / М-во образования и науки Рос.Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка, Мурм. обл. дет.-юнош. б-ка. - Мурманск, 2012. - С. 117-121.

О.В. Пожидаева СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.И. ГЕРЦЕНА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (к 200-летию со дня рождения писателя) Жизнь и творчество А.И. Герцена сегодня мало изучаются в школе, часто обзорно - в вузе, в сознании обычного человека, не искушенного в филологии, философии, истории, его имя ассоциируется с революцией и известной фразой В.И. Ленина: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию...». Большая часть литературоведче­ ских исследований, посвященных наследию писателя, появилась в начале и середине XX в. Среди них - известные работы А.Н. Веселовского, Л.Я. Гинзбург, Н.Я. Эйдельмана. Исследования последних лет единичны. Наиболее интересны те, в которых акцентируется внимание на актуально­ сти, современности творческого наследия Герцена, делается попытка уви­ деть в писателе не только идеолога, политика, но и, в первую очередь, мыслителя, художника. Здесь стоит упомянуть работы С.В. Тихомирова [1], И. Паперно [2], С.Д. Гурвич-Лищинер [3]. Личность и творчество Герцена актуальны сегодня и настолько тесно связаны со многими, в том числе и литературными, явлениями XIX столетия, что забвение писателя приведет к искажению картины развития культуры столетия. Именно эти тезисы станут ключевыми в дальнейших размышле­ ниях. Середина XIX в. - время серьезных перемен и реформ в России, когда популярными становятся идеи атеизма и эмансипации, рушатся прежние до­ мостроевские традиции, а отмена крепостного права сверху заставляет серь­ езно задуматься о свободе личности и ее правах. В связи с манифестом об от­ мене крепостного права Герцен даже затеял торжественный банкет. «Как- то сошла ваша иллюминация? - с иронией писал Герцену по этому поводу Л.Н. Толстой. - Как Вам понравился манифест? <...> Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим» [4]. Герцен хорошо понимал, насколько к переменам не готова русская провинция, известная ему хорошо по первой ссылке 1834 г. Вот как описывает он в «Записках одного молодого человека» (1841 г.) город Малинов - собирательный образ провинциальной России: «Человечество может ходить взад и вперед, Лиссабон проваливаться, госу­ дарства возникать, поэмы Гете и картины Брюллова являться и исчезать - малиновцы этого не заметят. О французе они услышали как о саранче: ведь никто не спрашивает, откуда саранча и зачем - довольно знать, что хлеб дороже будет <.. .> Во всем Малинове было три глаза выразительные: два из них принадлежали приезжей барышне, третий - кривой болонке губер­ наторской» [5]. Позже,уже накануне реформы, в 1959 г., Н.А. Островский в пьесе «Гроза» создаст совой собирательный образ российской провинции -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz