Пожидаева, О. В. Образ России, Кольского Севера в некоторых произведениях современной скандинавской литературы и финской литературы / О. В. Пожидаева // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. – С.70-72.
О.В.Пожидаева ОБРАЗ РОССИИ, КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СКАНДИНАВСКОЙ И ФИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Писатель, по мнению М. Бахтина, причастен внехудожественной ре альности (жизни) и участвует в ней своими произведениями. Он должен чувствовать «другое сознание», обладать «художественной добротой». Причастность автора «событию жизни» составляет сферу его ответствен ности» («Эстетика словесного творчества»). Диалогичность —это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности. «Быть — значит общаться» (М. М. Бахтин). Диалогические отношения приводят к возник новению новых смыслов, которые «всегда будут меняться», обновляться. Диалог —это не обязательно спор, противоречие. Это, прежде всего, сфера духовного обогащения людей и их единения. Согласие —одна из важнейших форм диалогических отношений. В диалоге с автором читатель, по Бахтину, преодолевает «чуждость чужого». Включение в художественные произведе ния образов различных народов, культурных эпох неизбежно и приводит к взаимообогащению автора и читателя. Причем интерпретация художествен ного произведения, его понимание —ненаучная, «инонаучная», по Бахтину, форма знания. В гуманитарной сфере критерием является «не точность познания, а глубина проникновения. Здесь познание направлено на инди видуальное. Это область открытий, откровений, ... сообщений!» («Эстетика словесного творчества»). Предметом данного исследования является образ России в некоторых про изведениях современной скандинавской ифинской литературы. Под образом понимают любое явление действительности, осмысленной в художественном тексте. Россия —это люди, их бытовая, художественная, религиозная культу ра, ценностные ориентиры. Русь —это географическое пространство, страна, ее политика, экономика, история. Диалог русской и скандинавской культу ры описан в работах ДМ.Шарыпкина, Т. А. Чесноковой, В. П. Неустроева, М. И.Стеблина-Каменского, А. Я. Гуревича, М. Ю. Люстрова, А. В. Назаренко, Е. А. Мельниковой. Взаимосвязи русской и финской культуры посвятили свои исследования Э. Г. Карху, Т, Вихавайнен и другие. Образ Руси в скандинавской литературе появился еще во времена саг. Тогда Русь называлась скандинавами Гардарикой (страной множества горо дов). Королевские саги, «Гнилая кожа», «Красивая кожа», «Легендарная сага об Олаве Святом». «Прядь об Эймунде», «Круг земной» Снорри Стурлуссона рассказывают о событиях XI века, временах княжения Ярослава Мудрого. ■ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области в рамкох проекта проведения научных исследований (-Литература Кольского Севера как часть культурного пространства России (к 100-летию Мурманска)*), проект N j 13-14-51002
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz