Порцель, А. К. Зона порто-франко на Мурмане (1914-1920) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 31-34.

джута, пеньки, льна и пеньковой или льняной пакли, смоленые и несмоле­ ные, нитки и пряжу джутовую и пеньковую, рыболовные крючки, посуду глиняную и железную, стекла ламповые, теплые рубашки и гвозди желез­ ные»1. После начала строительства Мурманского порта и железной дороги потребовалось уточнить положение о зоне свободной торговли. Как отме­ чал в 1918 г. наркомат финансов, «вопрос об определении границы порто- франко на Мурманском берегу и Кольском полуострове был возбужден в 1916 г. Главноначальствующим г. Архангельска и района Белого моря, причем Министерство финансов, в соответствии с отзывом по сему пред­ мету, признало, что граница полосы порто-франко на Мурманском побе­ режье, начинающейся от норвежской границы, простирается вдоль Север­ ного Ледовитого океана до мыса Святой Нос»2. Статус Колы и Александ- ровска подтверждался, но Романов-на-Мурмане не попадал в зону порто- франко. Трудно сказать, чем руководствовались столичные чиновники, создавая такое непонятное положение в зоне Кольского залива. Но для та­ моженников это породило большие проблемы. Не могли ввозиться беспо­ шлинно товары из-за границы и в порты, расположенные на южном побе­ режье Кольского полуострова - Терском и Кандалакшском берегах: Кан­ далакша, Ковда, Кереть и Умба. Советский Наркомат финансов подтвердил письмом № 4929 от 27 (14) марта (так. - А.П.) 1918 г. «Управляющему Таможенным Надзором на ст. Мурман» сохранение зоны порто-франко в прежних границах3. В до­ полнение к этому 4 апреля 1918 г. специальной телеграммой из Петрограда был разрешен «управлению работами [в] Мурманском порту вывоз [в] Норвегию из полосы порто-франко леса [и] других товаров [в] обмен [на] продовольствие [при] условии соблюдения правил, приложенных [к] ста­ тье 650, прим. Устава Таможенного продолжению 1914 года»4. Но сам Мурманск по-прежнему не входил в зону свободной торговли. Белые власти Северной области также неоднократно подтверждали прежнее положение о полосе порто-франко на Мурмане, в т.ч. и исключе­ ние Мурманска из этой зоны. В связи с режимом порто-франко возникало немало проблем у та­ можни. Эти проблемы сохранялись независимо от того, какая была власть в крае. В период белогвардейского правления заведующий таможенным постом в Мурманске Н.А. Пузыревский 11 июня 1918 г. писал в Архан­ гельск: «Товары, выпущенные в черте порто-франко, беспошлинно, зачас­ тую, переправляются тайно в Край, и воспрепятствовать сему не представ- 1ГАМО. - Ф. Р-462. - On. 1. - Д. 2. - Л. 4. 2 Там же. - Д. 1 . - Л. 77. 3Там же. 4Там же. - Л. 78. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz