Порцель, А. К. Зона порто-франко на Мурмане (1914-1920) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 31-34.

После восстановления советской власти на Севере и установления го­ сударственной монополии внешней торговли положение с зоной свобод­ ной торговли радикально изменилось. 12 мая 1920 г. заведующий Мурман­ ской таможней С.Л. Деменчук писал уполномоченному Наркомата ино­ странных дел Шкловскому (копия - в Мурманский исполком): «Полагал бы “порто-франко” упразднить или же сохранить свободный привоз ис­ ключительно в порт Мурманск с поступлением всех заграничных товаров в Таможенные склады»1. Подобные предложения поступали в Москву, видимо, не только из Мурманской таможни. Во всяком случае, 24 июля 1920 г. из Москвы в Мурманске было получено «Разъяснение по ведомству главного управле­ ния таможенного контроля». В нем говорилось: «Ввиду поступивших с мест ходатайств о разъяснении, не имеют ли в настоящее время силы пра­ вила ст. 26 и 27 закона 21 июля 1914 г. о таможенных обрядностях по от­ пуску товаров за границу... народные комиссары по иностранным делам и внешней торговле разъясняют, что означенные статьи в настоящее время силы более не имеют»2. Документ подписали зам. наркома по иностран­ ным делам Л.М. Карахан (в документе ошибочно указано «Карафан». -А .П . ) и зам. наркома внешней торговли А.М. Лежава. 4 августа 1920 г. С.Л. Деменчук сообщил местным мурманским ор­ ганизациям следующее свое решение: «Вследствие распоряжения Народ­ ного Комиссариата Внешней торговли о том, что заграничные товары, пе­ редаваемые советским учреждениям, пошлинному и др. обложениям не подлежат, и ввиду того, что по существующему положению все прибы­ вающие из заграницы (так. - А.П.) грузы поступают в распоряжение Внеш­ торга и принимаются непосредственно, до особых распоряжений, Тамож­ нею, существующее официально на бумаге “порто-франко” теряет всякое значение, и Таможенный контроль на станции по проверке грузов и пасса­ жиров является излишним... Мурманская таможня уведомляет, что с сего числа Таможенное дежурство по станции упраздняется...»3. А вскоре, со­ гласно письму Отдела таможенного контроля Северного областного управления Кольского полуострова от 10 августа 1920 г. за № 21, тамо­ женный режим порто-франко на Мурмане был официально упразднен4. Таким образом, режим порто-франко действовал как механизм эко­ номической поддержки слабого региона в экстремальных условиях. Но этот режим не вписывался в общую стратегию государственной монопо­ лии внешней торговли в условиях прорыва международной изоляции Со­ ветской страны в начале 20-х гг. 1ГАМО. - Ф. 36. - On. 1. - Д. 7. - Л. 103. 2Там же. - Л. 172. 3Там же. - Л. 157. 4 Головин Ф.Ф. Таможенное дело на Мурмане. - С. 113. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz