Порцель, А. К. Топливная проблема Мурмана в 30-е годы XX века // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 нояб. 2011 года / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 110-114.

настоящем плане топливоснабжения на предстоящее пятилетие учитывает­ ся необходимость, во-первых, полного прекращения импорта заграничного угля (за исключением тех его количеств, которые необходимы для бунке­ рования судов Советского флота при плавании их в заграничных водах) и, во-вторых, всемерного развития экспорта, особенно нефти и нефтепродук­ тов.»1. В 1931 г. Совет Труда и Обороны (СТО) СССР принял специальное постановление «О мерах улучшения качества углей и упорядочения их ис­ пользования». В нем говорилось о необходимости строго контролировать использование высококачественных донецких углей2. В свете этого поста­ новления региональным хозяйственным организациям приходилось усили­ вать поиски местных видов топлива. Относительно Кольского полуострова речь шла об использовании леса, горючих сланцев, шунгита и торфа. Но все они не могли решить топ­ ливной проблемы Мурмана. В «Записке об энергетике Мурманского края» говорилось: «Имеющийся лес не может покрыть потребностей Мурманска в дровах». (И в сноске добавлялось: «В настоящее время дрова привозятся частично из Архангельска, что обходится в среднем по 35 рублей за куб. метр»)3. Запасы горючих сланцев в регионе невелики. Шунгит залегает в основном в Карелии. Перевозка этих видов топлива на север не оправды­ вала себя. По поводу торфа Окружная плановая комиссия в объяснитель­ ной записке «Энергетическое хозяйство Мурманского округа во втором пятилетии» отмечала, что невозможно базировать развитие энергохозяйст­ ва края на торфе, «который имеет повсеместное распространение неболь­ шими залеганиями, но представляет чрезвычайные трудности для разра­ ботки как по изрезанности рельефа, так и по климатическим условиям, не говоря уже о том, что почти не изучены технологические процессы и со­ вершенно недостаточно исследованы запасы, для чего потребуется не­ сколько лет»4. Рассматривалась возможность использования нефти. Но, хотя спе­ циалисты прогнозировали быстрый рост потребления нефти в регионе, она в довоенный период еще не расценивалась как серьезная альтернатива уг­ лю на Кольском полуострове. Это подтверждает Таблица I5. Таблица 1. Структура потребления топлива на Кольском полуострове ( в пересчете на условное топливо, в процентах) 1Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.3429. Оп.1. Д.1619. Л.61. 2РГАЭ. Ф.3429. Оп.З. Д.2620. Л.28. 3ГАМО. Ф.213. On. 1. Д.531. Л.4. 4ГАМО. Ф.213. Оп.1. Д.420. Л.49. 5ГАМО. Ф.162. Оп.1. Д. 1097. Л.9. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz