Порцель, А. К. Топливная проблема Мурмана в 30-е годы XX века // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 нояб. 2011 года / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 110-114.

сообщаем, что указанная заявка не может быть принята, так как шпицбер­ генского угля не хватает даже для нужд траулеров, что же касается постав­ ки донецкого угля, то доставка его в Мурманск явно нецелесообразна. Для Ваших предприятий надлежит применять исключительно местные виды топлива» . Но однажды было сделано интересное исключение из этого же­ сткого правила. В 1936 г. музей Арктики при Всесоюзном Арктическом институте Главсевморпути, находившийся в Ленинграде, попросил у «Арктикугля» выделить «200 килограмм баренцбургского угля, необходи­ мого нам для оформления макета «штольня в Баренцбурге»2. Просьба была выполнена. По данным Мурманской окружной плановой комиссии во второй пя­ тилетке северный уголь в основном покрывал потребности края в топливе, но при условии жесткой экономии. Это позволило отказаться от импорта данного вида топлива. В 1930 г. в Мурманск было доставлено 38,4 тыс. т импортного угля (99,5% от всего угля, завезенного сюда в том году), в 1931 - 75,9 тыс. т (70%), в 1932 - 59,0 тыс. т (67%), а с 1933 г. импортный уголь перестал поступать3. Судя по документам Мурманского окриспол- кома, еще в 1935 г. завоз шпицбергенского угля лишь на 40% удовлетворял потребности Кольского полуострова в топливе4. Остальное завозили из различных угледобывающих регионов страны, в основном из Печорского и Донецкого бассейнов. А уже в 1937 г. почти все потребности края в угле удовлетворялись за счет поставок «Арктикугля»5. Таким образом, в годы первых пятилеток шахты Шпицбергена пре­ вратились в основной источник топлива для Кольского полуострова и его предприятий. Это обеспечивало возможность превратить данный регион в один из крупных промышленных районов страны. Summary. The solution of the fuel problem was the necessary condition for the indu­ strialization of the Kola Peninsula. It was impossible have done it at the expense o f local fuel resources. Soviet mines on Spitsbergen became the main source of the coal supply for this region during the prewar period. 1ГAMO. Ф.162. Оп.1. Д.734. Л.65, 66. 2ГAMO. Ф.162. Оп.1. Д.6. Л.7, 10. 3Мурман от VI к VII съезду Советов СССР (1931-1934 гг.). Мурманск: Изд. Мурм. ок- рисполкома, 1934. - С. 24. 4Там же. - С. 24. 5Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф.383. Оп.1. Д.9. Л.24. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz