Порцель, А. К. Советско-норвежская морская торговля на Севере в 20-е гг. // 1921 год в судьбах России и мира: от Гражданской войны к послевоенному миру и новым международным отношениям / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др]. – Мурманск, 2011. – С. 295-297.

А. К. Порцель СОВЕТСКО-НОРВЕЖСКАЯ МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ НА СЕВЕРЕ В 20-Е ГГ. В феврале 1920 г. на Мурмане была восстановлена советская власть. Смена власти на Русском Севере не смутила норвежских предпринимателей. Уже в 1920 г. более по­ ловины всех заходов в Мурманск приходится на долю норвежских судов. Это происхо­ дило несмотря на то, что официальных торговых соглашений между РСФСР и Норвеги­ ей еще не было. Восстановление коммерческих советско-норвежских связей на офици­ альном уровне натолкнулось на политические препятствия. Лишь 2 сентября 1921 г. в Христиании было подписано Временное соглашение между Советской Россией и Нор­ вегией. Оно действовало до декабря 1925 г., когда было заменено советско-норвежским договором о торговле и мореплавании. В отношении коммерческого судоходства в соглашении 1921 г. было сказано, в ча­ стности, следующее: «Русские и норвежские торговые суда, их капитаны, экипаж и гру­ зы будут пользоваться в портах России или Норвегии, по принадлежности, во всех от­ ношениях таким же режимом, преимуществами, удобствами, гарантиями и покровитель­ ством, какие обычно предоставляются по установившейся практике торговых наций по­ сещающим их порты иностранным торговым судам, капитанам, их экипажам и грузам...» Советско-норвежский договор 1925 г. о торговле и мореплавании закреплял эту традицию. В статье 15 говорилось: «Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются взаимно предоставить друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во всем, что каса­ ется торговых сношений между обеими странами». А в статье 24 отмечалось: «Высокие Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности делать все, что в их власти, для устранения всех препятствий и всех затруднений, которые могли бы чиниться развитию мореплавания одной из обеих Стран с другой Страной». Особо оговаривались возмож­ ности «облегчения торговых сношений между северными провинциями обеих стран». К осени 1921 г. на долю Норвегии приходилось 2,6% внешнеторгового оборота Советской республики (это 8-е место среди 16 стран, торговавших тогда с РСФСР). Раз­ вертыванию международной торговли на Кольском Севере способствовало и то, что в конце 1923 г. по решению Советского правительства были снижены в среднем на треть тарифы на грузоперевозки по железной дороге и таможенные пошлины на внешнетор­ говые грузы, проходившие через Мурманский порт. По документам торгового порта видно, что именно норвежские суда в 20-е гг. со­ ставляли большинство «иностранцев», побывавших в Мурманске (см. табл.). Основную часть товаров перевозили пароходы. Так, по данным таможни, за 1922 г. в Мурманск пришло из-за границы 4 парусника и 39 пароходов и мотоботов (из них с товаром соот­ ветственно 3 и 35). В 20-е гг. во внешнеторговых операциях, осуществлявшихся через Мурманский торговый порт, импорт существенно и устойчиво преобладал над экспортом. Так, за 1922 г. через этот порт (по данным таможни) «проследовало импортных грузов на 44 пароходах: каменного угля, муки, крупы, овса, риса, чая, сахару, железа, мануфакту­ ры, парфюмерии, кожи, сухой рыбы, рыболовных снастей и принадлежностей, лодок, машинного масла и канцелярских принадлежностей - 2 233 513 пудов [...], экспортного груза, льна, мокросоленых шкур: акулы и тюленя, шерсти овечьей, шкур: оленьих, лось- евых, белого медведя и разн. др. пушнины - 10 236 пуд. и 4 600 концов досок [...]» . В 1923 г. экспортировано через Мурманск за январь-июнь 1299 пудов грузов, за июль- декабрь - 1 085 пудов 25 ф., а импортировано соответственно 2 195 108 и 9 097 04 пудов. 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz