Порцель, А. К. Советско-норвежская морская торговля на Севере в 20-е гг. // 1921 год в судьбах России и мира: от Гражданской войны к послевоенному миру и новым международным отношениям / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др]. – Мурманск, 2011. – С. 295-297.

надлежали им. К таким компаниям относятся, в частности, созданные в 1923 г. «Русско- норвежское мореходное общество» («Руссенорзе»), «Русско-норвежское пароходное акционерное общество» («Норшкруссиске»), «Русснорвеголес». Норвежские капитаны совершали рейсы в наши северные порты практически без­ аварийно. В архивах Мурманского торгового порта за период 20-30-х гг. нет ни одного документа об авариях судов, произошедших по вине норвежцев. Встречаются лишь ма­ териалы о незначительных повреждениях норвежских судов во время пребывания их в Кольском заливе. Но все эти аварии произошли по вине советских моряков. Особенных претензий норвежские моряки по поводу таких аварий не предъявляли, считая их незна­ чительными, и зачастую уходили в море, не дождавшись окончания расследования ин­ цидента и не заявляя иска на возмещение ущерба. Что касается деловых отношений норвежских капитанов с портовыми властями, то, судя по документам, они складывались хорошо. Почти во всех отзывах капитанов иностранных судов отмечается быстрота погрузо-разгрузочных операций, сравнимая с темпами работ в лучших портах мира. В этих документах нет ни одного замечания, ни разу не высказано какой-либо претензии в адрес портовиков и таможенников. Однако оставалась проблема контрабанды. Так, за 1923 г. по Мурманской таможне было проведено 29 задержаний: 6 - таможенниками, 7 - органами ГПУ, 16 - совместно таможенниками и чекистами. Врид Управляющего Мурманской таможней Клепацкий в докладе по итогам 1923 г. отмечал: «Безусловно, что все вышеуказанные мероприятия в отношении борьбы с контрабандой не достигают благоприятных результатов, так как помимо берегового наблюдения необходимо иметь еще надзор за всем Кольским зали­ вом, а также за побережьем Северного Ледовитого океана в местах, где имеются про­ мысловые становища, но, к сожалению, таможня лишена возможности выполнить ука­ занное мероприятие, ввиду отсутствия у нее для этого необходимых перевозочных средств». Контрабанда в пограничных районах - явление известное для любой страны. Но все же большинство норвежцев и россиян стремились к тому, чтобы вести торгово- экономическую деятельность на законных основаниях, развивать легальный бизнес. Т.о., хотя официальные торговые связи были восстановлены в 1921 г., но на Рус­ ском Севере коммерческие контакты северных соседей осуществлялись еще до подпи­ сания официальных межправительственных соглашений. Нарком внешней торговли Л.Б. Красин подчеркивал: «Норвегия производит мало таких товаров, которых мы не могли бы найти на других рынках. Но Норвегия имеет большое значение для нашего Северного края, для Мурманского побережья и для Архангельска». Норвегия стала пер­ вой из европейских стран, которая пошла на прорыв экономической блокады Советско­ го государства. А норвежские суда сыграли огромную роль в развитии работы Мурман­ ского торгового порта в 20-е гг., став в это время основными перевозчиками грузов, проходивших через Мурманск. 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz