Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В XIX — начале XX в. “главным достоянием” Мурманского бе­ рега Кольского полуострова были морские промыслы, привлекав­ шие туда каждую весну тысячи поморов. Отсутствие до середины XIX в. оседлого населения на Мурмане послужило стимулом для официального разрешения российским правительством норвежской колонизации края. Предполагалось, что “культурные норвежцы” будут способствовать экономическому развитию Мурмана и пока­ жут пример северным российским крестьянам. Однако значитель­ ная удаленность Мурмана от освоенных территорий, суровый кли­ мат явились мощными факторами, сдерживающими русскую коло­ низацию. К концу 60-х гг. преобладание норвежского и финляндского “элемента” в колониях стало вызывать тревогу у русских властей, полагавших, что мирное завоевание края, включение его в сферу норвежской экономики, со временем может привести к полной ут­ рате государственного суверенитета России над ним. Учитывая негативный опыт демаркации российско-норвежской границы в 1826 г., такого рода опасения были небезосновательными. В 60—80-е гг. предприняты различные меры, направленные на стимулирование российской колонизации. К ним в первую очередь следует отнести законодательное закрепление ряда льгот для коло­ нистов (1867 и 1876 гг.), организацию регулярных, субсидируемых государством пароходных рейсов на Мурман, также регулярную от­ правку туда подвижных отрядов Красного Креста для помощи нуж­ дающимся, стимулирование торговли, сосредоточившейся в не­ скольких факториях. В конце 90-х гг. благодаря энергичным действиям архангельско­ го губернатора Энгельгардта и министра финансов Витте на Мур­ мане был основан город Александровск, появилось телеграфное со­ общение, заработали спасательные станции и первые научные уч­ реждения, с 1893 г. Морское министерство каждый год стало посы­ лать на Север военное судно для охраны территориальных вод от иностранных “хищников”. Тем не менее, отсутствие заранее продуманного плана колони­ зации и, как следствие, системы в проводимых мероприятиях своди­ 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz