Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

без малого 35,8 млн руб.; общая стоимость ее приблизилась к 208 млн. Прокладка железной дороги протяженностью 987 верст заняла в общей сложности 20 месяцев (с марта 1915 г. по ноябрь 1916 г.). В работах принимало участие до 70 тыс. чел. при минимальной меха­ низации труда. Ценой “исключительного напряжения сил” были до­ стигнуты невиданные по тем временам темпы прокладки рельсово­ го пути — в среднем по 52,5 км в месяц; примерно четверть всего пути была проложена в болотистой местности [72]. 617 рабочих умерли во время строительства [73]. * * * В конце XIX — начале XX в. с изоляцией Мурманского побере­ жья было покончено. Телеграфная, телефонная связь и железная дорога прочно соединили его с внутренними районами России. Сис­ тематическое научное изучение Кольского полуострова и омываю­ щих его вод заложило основы успехов будущей эксплуатации при­ родных ресурсов. Основание в 1916 г. Романова-на-Мурмане стало логическим завершением досоветского освоения “дикого северного края”. В последние месяцы своего существования Российская Империя прочно утвердилась на скалистых берегах Мурмана, омываемых во­ дами Северного Ледовитого океана. Переведенные сюда на посто­ янное базирование военные корабли стали выразительным под­ тверждением “государственного интереса” к Европейскому Северу. Рожденному в муках гражданской войны советскому государству оставалось только по-умному распорядиться имперским наследием и постараться приумножить его...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz