Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ли”. В следующем, 1908 г., аналогичное предложение представил в отчете государю архангельский губернатор, и Николай II наложил резолюцию “Пора заменить”. Но замены так и не последовало. В апреле 1910 г. Совет министров, рассмотрев вопрос о мерах по ох­ ране северных промыслов, также признал необходимым заменить “Бакан” другим судном. И опять безрезультатно. По иронии судь­ бы в том же 1910 г. всеми раскритикованный “Бакан” совершил за­ мечательное плавание вдоль западного берега Новой Земли и до­ стиг района мыса Желания — самой северной ее точки, проведя многочисленные съемки берегов и гидрографические исследова­ ния [45]. Наконец, “Бакан” оказался единственным (!) военным кораб­ лем на Европейском Севере, с которым Россия вступила в первую мировую войну. ПРЕДПРИИМЧИВЫЕ АНГЛИЧАНЕ В начале XX в. активную экспансию на Севере стали проводить и английские промышленники. Промысел английскими траулерами морской камбалы в районах острова Колгуев и у полуострова Ка­ нин в считанные годы стал “традиционным”, как и норвежский про­ мысел у берегов Мурмана и Новой Земли. “И это пиратство не вы­ зывает даже возмущения у благодушного помора, — отмечалось в газете “Архангельск”, — оно освящено давностью, как освящено хозяйничанье японцев у наших тихоокеанских берегов... Лондон­ ский “high life” кушает нашу свежую рыбу и похваливает, а мы за вонючей треской (да и то выловленной в наших же водах) тащимся в Норвегу” [46]. Спецификой английских промыслов было то, что с формальной точки зрения они выглядели вполне законными, поскольку осуще­ ствлялись, как утверждали английские представители, за границами русских территориальных вод. Доказать обратное представлялось весьма затруднительным, так как “Бакан” крайне редко появлялся в тех местах. “Но даже если бы он и появился, то английский или другой иностранный пароход, завидя его издали, всегда мог бы не только выйти из 3-х мильной береговой полосы, но и скрыться от нашего тихохода в течение 10— 15 минут, так как редкий из иност­ ранных траулеров, приходящих на Канин, обладает ходом меньше 10 1/2 узлов, тогда как “Бакан” в лучшем случае делает 8 1/4— 8 1/2 узлов... При таких условиях любой траулер, — отмечала с иронией газета, завидев издали “Бакан”, успеет не только выскочить из пре­ делов территориальной береговой полосы, но и засолить всю вы­ ловленную рыбу” [47]. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz