Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

В создавшейся ситуации наиболее верным решением была бы отправка на Север сразу нескольких военных судов и оборудование для них постоянной базы на Мурманском берегу, что, кстати, еще в начале 80-х гг. предлагали сделать “воинственный” архангельский губернатор Н. М. Баранов и известный своим деятельным патрио­ тизмом купец М. К. Сидоров. Однако до начала первой мировой войны правительство всерьез не занималось данной проблемой. Ох­ ранные суда как и прежде, прибывая весной с Балтийского моря, осенью возвращались к местам своего базирования. В начале XX в. архангельские губернаторы неоднократно хода­ тайствовали об оставлении охранных крейсеров на Севере. Так, в 1902 г. контр-адмирал Римский-Корсаков просил оставить прислан­ ный крейсер в Александровске. В 1907 г. вице-губернатор Д. Григо­ рьев писал в Морское министерство, что “до тех пор, пока военные суда не будут оставаться на зимовку на Мурмане — полной охраны наших зверобойных промыслов от норвежских промышленников достичь невозможно” [43]. Но Морское ведомство оставляло эти ходатайства без рассмотрения. С 1897 по 1914 г. включительно патрулирование на Севере бес­ сменно осуществлял военный транспорт “Бакан” (одноименный с тем судном, которое Морское министерство в 1882 г. посылало ох­ ранять промыслы). Новый “Бакан” был построен в С.-Петербурге, спущен на воду в 1896 г. Он имел водоизмещение 885 т.; длину — 165 футов, шири­ ну— 32 фута и углубление — 12 футов (50,4; 9,9; 3,7 м соответствен­ но). Запас угля (130 т) обеспечивал дальность плавания в 1800 миль. Вооружение, состоящее из двух 47-мм и двух 37-мм орудий, в годы первой мировой войны было усилено: вместо 37-мм орудий были ус­ тановлены артиллерийские системы более крупного калибра [44]. Один “Бакан” не мог, естественно, защитить промыслы от ино­ странных “хищников”. За это транспорт очень часто критиковали в российской, а позднее и в советской исторической литературе. Но все предпринимавшиеся попытки заменить “Бакан” кораблем, бо­ лее соответствующим суровым северным условиям, оказались без­ результатными. В январе 1907 г. управляющий землеустройством и земледели­ ем предложил Морскому министерству сделать это, но получил от­ вет с отказом, где говорилось, что министерство, располагая край­ не ограниченными ассигнованиями, не может уделить каких-либо сумм на постройку или приобретение подобного судна и “будучи озабоченным воссозданием боевого флота (после русско-японской войны— Г. П., Р. Д.), не признает возможным возбудить вопрос об отпуске министерству дополнительных ассигнований для этой це­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz