Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Помилуйте: пароходные рейсы устроены по всему побережью Белого моря и холодного океана; кроме того, существуют рейсы на Мурман, на Мезень и на далекую Печору; есть даже два рейса на новую Землю, с заходом пароходов в Югорский Шар...”3. Газета подробно рассказала об огромных трудностях, которые приходилось испытывать пассажирам при остановках пароходов на открытых рейдах у крупных прибрежных селений; о нежелании капитанов организовать доставку людей на берег (см. главу “Потеха для капитана” настоящей книги). “Доставка грузов Товариществом, - писала газета, - находится еще в худшем состоянии. От любого отправителя вы услышите целый поток жалоб: мешки и кули рвутся, мука и крупа пудами сыплются..., бочки ломаются; масло, жир, керосин и пр. льются и погибают; мебель и пр. громоздкие предметы приходят в неузнаваемом, изуродованном виде. Несколько раз пробовали жаловаться и в архангельскую контору, и повыше, в Петербург, но толку пока нет. И вот, нынче И.И. Бурков решился выступить с небольшим пароходиком, без всякой поддержки, на Кандалакшской линии Белого моря. И только он пустил свой пароход, пассажиры и грузы хлынули к нему с мурманских пароходов: берет Бурков за провоз пассажиров в полтора раза дешевле (груз на 3 - 4 копейки с пуда дешевле), доставляет гораздо добросовестнее и, главное, скорее. Из Кандалакши до Архангельска мурманский пароход идет около трех суток, а “Зосима” Буркова - всего 22-24 часа. Достойно внимания, что Бурков делает рейсы безо всякой субсидии и, конечно, не терпит убытка. Слышно было, что Мурманское Товарищество уже ходатайствует, где следует, о воспрещении “Зосиме” ходить по Белому морю. К большому счастью поморов, это дикое ходатайство осталось пока без результатов”4. С конце статьи был сделан очень важный и очень неприятный для руководителей Архангельско-Мурманского срочного пароходства вывод о том, что по наиболее оживленным берегам Белого моря, оказывается, пассажирское пароходство возможно безо всяких субсидий! Руководство Мурманского Товарищества первое время делало вид, что просто не замечает конкурента и полагало, что плавания “Зосимы” - явление временное. Но Игнатий Иванович, вопреки ожиданиям, н е разорился. Более того, он приобрел еще одно судно. В сентябре 1906 г. председатель Правления Товарищества Вейхардт уведомил архангельского директора-распорядителя Товарищества, что на состоявшемся в столице заседании члены Правления “имели суждение” о конкуренции, создаваемой Товариществу пароходами И. Буркова. Видимо, те, кто “имел суждение”, ничего не знали ни о пароходах Буркова, ни о маршрутах 3АГВ. 1903. 29 августа. 4Там же. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz