Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Я НЕЗАМЕТНО... ПРЕВРАТИЛСЯ В СУДОВЛАДЕЛЬЦА” Родившийся в 1861 г. в деревне Верховье Патракеевской волости Архангельского уезда в обычной крестьянской семье, Игнатий Иванович Бурков накануне революции был одним из самых богатых и влиятельных судовладельцев Севера. “Я с детства начал плавать на судах торгового флота... Окончив курс Патракеевской мореходной школы, где приобрел теоретические знания по судостроению, начал самостоятельно строить небольшие парусные суда. Строя эти суда, я незаметно в течение нескольких лет превратился в судовладельца,” - писал впоследствии И.И. Бурков в своей автобиографии1. “С малолетства”, а если быть точнее - с 10-летнего возраста, Игнатий Бурков вместе с отцом совершал плавания на парусных судах вдоль побережья Белого моря. Он досконально изучил мелководный шхерный район Онежского залива и другие опасные для плавания места, познакомился с условиями труда и быта жителей практически всех беломорских поселений. В 15 лет он стал капитаном парусного судна. (Как тут не вспомнить известный роман Жюля Верна!) Спустя еще 4 года при помощи отца он приобрел в собственность свой первый парусник2. В начале XX в. он сумел стать единственным и очень опасным конкурентом Мурманского Товарищества. Хорошо зная и учитывая интересы прибрежного населения, Игнатий Иванович Бурков развернул небывало активную деятельность. “Санкт-Петербургские ведомости” посвятили Буркову большую статью, перепечатанную 29 августа 1903 г. “Архангельскими губернскими ведомостями”: “В начале нынешней навигации И.И. Бурков, наш помор, купил в Дании пароход, переименовал его “Зосимой” и пустил его рейсировать между Архангельском и селением Кандалакшей и другими, расположенными по обоим берегам этого залива. Рейсы “Зосимы” - это первый опыт конкуренции частного лица всесильному Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства, получающему 180000 руб. ежегодно казенной субсидии. Мурманское Товарищество имеет больше десятка пароходов, и хотя оно пока единственное пароходство на Белом море и русском побережье Ледовитого океана, а кроме того, получает громадную правительственную субсидию, но исполняет свои обязанности очень плохо. На первый взгляд дело это поставлено благополучно, даже блестяще. 1Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. Архангельск, 2000. С. 360 - 361. 2 ГААО. Ф. р-367. On. 1. Д. 28. Л. 25. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz