Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

В том же 1875 г. вАрхангельск прибыл и второй пароход - “ Онега" - 1869 г. постройки, купленный за 22 тыс. руб. Несмотря на меньшие размеры и во­ доизмещение по сравнению с “Архангельском” (длина парохода составляла 95 фу­ тов, ширина - 18 футов) пароход был признан вполне “благонадежным” для каботажного, то есть прибрежного плавания. Наглядным подтверждением этому стало оказание “Онегой” помощи терпящему бедствие судну на переходе из Англии в Архангельск: шведский пароход “Ландскрона” в условиях штормовой погоды был взят на буксир и отведен в ближайший порт14. Обязанности шкипера “Онеги” поручили русскому подданному Герлаху (из Риги); в должности механика был англичанин Тан. Штурманские должности заняли выпускники Архангельских шкиперских учебных курсов Алексей Рубцов и Георгий (Егор) Антоновский. Последний из них в дальнейшем успешно работал директором-распорядителем Мурманского Товарищества. В первую навигацию плавания обоих судов прошли безаварийно. В конце сентября 1875 г., по окончании Маргаритинской ярмарки, “Архангельск” взял груз зерна и отправился в Англию для производства ремонта и переделки внутренних помещений: решено было более комфортно обустроить каюты I и II классов, а часть трюмного помещения приспособить для размещения палубных пассажиров III класса, оборудовав его для этого нарами, столами, кипя­ тильниками и т. д. После ремонта “Архангельск” должен был идти на Балтику. О второй навигации 1876 г. в Государственном архиве Архангельской области сведений сохранилось немного, что косвенно указывает на то, что Товарищество работало стабильно, без серьезных аварий, скандалов и тому подобных неприятностей. Отзывы о его работе носили преимущественно позитивный характер. Так, в своем донесении губернатору кольский исправник И. Поникаровский писал, что появление на Севере пароходов дало возможность в кратчайшие сроки отправлять рыбу с Мурмана в Архангельск, “откуда, равно и из норвежских городов Вадсё и Вардё, торговый класс и промышленники своевременно получают товар и все необходимые промысловые при ­ надлежности...”15. Плавание из Норвегии до Архангельска продолжалось обычно 5 суток. Цена билета Архангельск - Вардё составляла 19 руб. 61 коп., 13 руб. 42 коп. и 6 руб. 52 коп. для I, II и III классов соответственно16. Следуя по Мурманской линии из Архангельска до Вардё и обратно, пароход заходил в Семь Островов, Гаврилово, Териберку, Колу, Еретики, Цып-Наволок, Вайда- 14Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 8. 15ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1536. Л. 322. 16Брызгалов В.В. Пароходное сообщение Архангельск - Норвегия / / Исторические связи Русского Севера и Норвегии. Архангельск, 1989. С. 95 - 96.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz