Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

переборками на шесть отсеков. Для непритязательных пассажиров III класса отводилась верхняя палуба “по обе стороны машины и закрытая сверху навесом”, где могло разместиться до 250 чел. На случай выхода из строя машины имелся полный комплект парусного вооружения. На борту “Архангельска” находились две 4-весельные шлюпки и один вельбот - явно мало для спасения людей в критических ситуациях. Шкипером “Архангельска” был назначен русский подданный из Гельсинфорса Адольф Ингман; штурманом - русский подданный из Риги Иоганн Ринберг; вторым штурманом - русский подданный из Выборга Николай Ангерн, а должность механика исполнял великобританский подданный Р. Хунтер. Уже первые рейсы показали наличие языкового барьера между ними и пассажирами, причем настолько значительного, что Товарищество признало необходимым на будущее “ ... иметь капитанов и офицеров на пароходах, вполне знающих русский язык”12. Но потребовался добрый десяток лет, чтобы постепенно заменить иностранцев на судах Товарищества русскими специалистами - преимущественно выпускниками Архангельских и Кемских шкиперских учебных курсов. 7 июля директор-распорядитель Товарищества В. Шельтинг письменн уведомил губернатора Н. Игнатьева, что пароход “Архангельск” отправляется на следующий день, то есть 8 июля 1875 г. “в 3 '/2 часа пополудни”, в свой первый рейс по Мурманской линии. В расписании значилось семь пунктов захода, в том числе два норвежских города - Вардё и Вадсё. Впечатлениями от первого срочного рейса “Архангельска” поделилась с читателями газета “Голос”: “Товара на нем не было вовсе; пассажирами были все лица, ехавшие на Мурман для осмотров и ревизий - следовательно, особы в здешнем мире важные и застрахованные от дурного обращения и, кроме них, еще директор-рас­ порядитель Товарищества... Но, тем не менее, первый рейс Товарищества оставил тяжелое впечатление как у ехавших на “Архангельске”, так и у поморов, в становища которых заходил пароход... Директор-распорядитель Архангельско- Мурманского Товарищества вел себя в отношении пароходной прислуги так, как здесь давно не запомнят моряки: он за всякую малейшую неисправность, не слушая никаких оправданий, позволял себе... бить по лицу матросов и других лиц пароходной прислуги”13. С этого рейса и началась практическая деятельность новой морской компании. 12ГААО.Ф. l .On . 5.Д. 1181.JI.51-52. 13Голос. 1875. 1августа. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz